Сергей Тен: Серьезные опасения вызывают ошибочные оценки объемов реализации ГСМ по классам, которые становятся системными

20 Ноября, 2014

Сегодня в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания ««Нормативно-правовое и финансовое обеспечение развития сети автомобильных дорог». Инициатор - комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

С докладом выступил заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Тен.

- Сегодня основой для финансового обеспечения дорожного хозяйства является Бюджетный кодекс РФ ст. 179.4. Перед дорожной отраслью поставлены две основные цели:

- Приведение сети в нормативно эксплуатационное состояние (ремонт и содержание дорог).

- Строительство новых дорог, в том числе на принципах ГЧП, и реконструкция существующих автомобильных дорог.

Все мы понимаем, что без стабильного финансирования мы эти задачи не решим, и главное, не сможем в полной мере выполнить задачу, которую поставил перед дорожниками Президент РФ Владимир Путин - удвоить в предстоящее десятилетие объём строительства и реконструкции дорог.

Решению этой проблемы было посвящено заседание президиума Государственного совета в г. Новосибирске 8 октября 2014 года.

Основные поручения президента по результатам Госсовета следующие:

повышение эффективности расходования средств (контроль, геометрические характеристики дорог, технологии, ценообразование работ и материалов, КЖЦ, ГЧП); изъятие земель с недопущением возможности завышения стоимости; обеспечение сохранности автомобильных дорог (утверждение плана мероприятий по недопущению движения тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам с возможностью собственников автомобильных дорог фиксировать правонарушения, Ространснадзору - задерживать нарушителей); совершенствование системы финансирования дорожной деятельности (поиск дополнительных источников доходов по удвоению объемов строительства региональных и местных автомобильных дорог, предложения по реструктуризации и пролонгации ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на реализацию проектов развития автомобильных дорог).

Данные поручения должны стать катализатором скорейшего решения поставленных задач.

Рассмотрим поручения с точки зрения законодательных изменений. Для того, чтобы повысить эффективность расходования средств на дорожную деятельность, считаю необходимым вернуться к понятию «Контрактов жизненного цикла». В ФЗ №44 такой термин появился, но в постановление Правительства РФ приобрел иные свойства. Сегодня под КЖЦ понимается комплексный контракт, который включает в себя проектирование, строительство объекта и практически исключает эксплуатационный период, иными словами «жизненный цикл». Как результат - не заключен ни один контракт жизненного цикла.

Второй момент – сохранность дорог.

В настоящее время ущерб, причиняемый автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, превышает бюджетные ассигнования, выделяемые на дорожную деятельность. В Государственной думе РФ готовится ко второму чтению законопроект по совершенствованию законодательства в части перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, в том числе, запрет перевозки делимых грузов свыше предельно допустимых. В Правительстве РФ находится законопроект, подготовленный Министерством транспорта, по внесению изменений в КОАП ст. 12.21.1, позволяющий повысить и дифференцировать ответственность собственника транспортного средства за выявленные нарушения. Начало функционирования системы весогабаритного контроля, работающей в автоматическом режиме, а также наделение Ространснадзора полномочиями по остановке транспортных средств на постах весового контроля и задержания нарушителей, позволит приблизиться к решению проблемы контроля за движением тяжеловесных транспортных средств на автомобильных дорогах.

Теперь, что касается темы финансирования дорожной деятельности.

В 2013 году мной внесен в Государственную думу РФ законопроект по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ с целью обеспечения наполняемости региональных и муниципальных дорожных фондов.

Данный законопроект поддерживается Министерством транспорта РФ, при этом есть разногласия с Министерством финансов и Министерством экономического развития РФ. Основные замечания в том, что данные изменения направлены против самостоятельности регионов, которые предусмотрены законодательством.

Считаю также, необходимым закрепить в Бюджетном кодексе РФ, как источник пополнения региональных дорожных фондов, штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных транспортных средств и плату в счет возмещения вреда, наносимого движением тяжеловесных транспортных средств региональным дорогам общего пользования, по аналогии с федеральными автомобильными дорогами.

Совместно с 1-м заместителем комитета Государственной думы РФ по земельным отношениям и строительству Мартином Люциановичем Шаккумом, мы подготовили законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ по недопущению расходования средств дорожных фондов в целях не связанных с дорожной деятельностью (налог на имущество и земельный налог). Законопроект направлен на заключение в Правительство РФ.

Серьезные опасения вызывают и ошибочные оценки объемов реализации ГСМ по классам, которые становятся системными. К примеру, Региональные дорожные фонды в 2012 году недополучили 25 млрд. рублей, в 2013 году - более 50 млрд. рублей. Согласно данным ФНС России за 9 месяцев 2014 года ожидаемое недопоступление доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации составит 76,9 млрд. рублей, что на 22,2% меньше планового объема поступлений вышеуказанных акцизов.

Сейчас в ГД принимаем бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 г, где при расчете налогооблагаемой базы, на мой взгляд, опять неправильно распределены объемы автомобильного бензина по классам. При запрете 3 класса с 2015 года весь объем включен в 4 класс, исходя из здравого смысла, основной реализации будет бензин 5 класса, а значит, у нас будут опять некорректные расчеты по акцизам. Учитывая, что разбивки по классам дизельного топлива для расчета акцизов теперь не будет, цифры завышения по этому виду топлива будут не столь существенны, как в 2014 году.

Считаю необходимым обратится к Правительству РФ с предложением принять меры по увеличению размеров Региональных дорожных фондов в два раза. Это позволит субъектам выполнить поручение Президента РФ по увеличению объемов строительства автомобильных дорог в период с 2015 по 2022 год, а также восстановить и поддерживать дорожную сеть регионов и населенных пунктов в нормативном состоянии.

К вопросу финансирования относится и решение проблемы доступа к общераспространённым полезным ископаемым. У нас в стране этот процесс сильно зарегулирован, необходимо разрешить в рамках государственных и муниципальных контрактов использовать полезные ископаемые, неучтённые на балансе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания линейных объектов. В настоящий момент в Парламенте создана рабочая группа с участием Министерства природных ресурсов и экологии РФ, проведены обсуждения проекта разрабатываемого ФЗ с заинтересованными сторонами. Поддержка данного законопроекта со стороны Правительство РФ позволит, на мой взгляд, ускорить его принятие и снизит стоимость строительных работ по автомобильным дорогам, - заключил Сергей Тен.

Новости по теме

С Днем России!

9 Июня, 2017

С Днем знаний!

1 Сентября, 2016

С Днем студента!

25 Января, 2016

С Днем Конституции!

12 Декабря, 2015

С Днем флага России!

21 Августа, 2015

С Днем России!

11 Июня, 2015

День России

12 Июня, 2014