ФКС - требуется детализация

29 Июня, 2012

В Иркутске прошло совместное заседание двух политических клубов – консервативного (ЦСКП-Байкал) и государственно-патриотического. Тема круглого стола «От государственного заказа – к Федеральной контрактной системе». Эксперты обсудили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который должен заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках № 94-ФЗ.

Сергей Тен, депутат Государственной Думы, модератор круглого стола, отметил, что 94-ый Федеральный закон действует 6 лет. За это время он позволил наработать некоторую системность в работе по размещению и реализации государственного заказа, кроме того, сформировать судебную практику. Однако, ни один закон на протяжении его действия не вызывал столько негатива со стороны его правоприменителей – как заказчиков, так и поставщиков-подрядчиков. Закон задумывался в первую очередь как антикоррупционный. Снижение цены, и соответственно экономия бюджетных средств, стали главным критерием эффективности. 94-ый закон упор делает на процедуры, их регламентирование, а не на результат.

В результате доступ к участию в конкурсах сегодня имеют недобросовестные подрядчики. К сожалению, «отфильтровать» их через саморегулируемые организации, как это задумывалось государством ранее, не удается. Да и экономия на цене не всегда достигается: нередки случаи проведения конкурсов с завышенной ценой.

По статистике прошлого года: общий размер экономии бюджета при размещении заказов в 2011 году составил порядка 318 млрд. руб. при общей стоимости заключенных контрактов 6,4 трлн. руб. 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. Не состоялись 64,1% всех аукционов, 57% конкурсов».

Между тем, сфера госзакупок всё больше приобретает характер полноправной отрасли экономики, ежегодно на госзакупки направляется более 6 трлн. рублей, еще 7 триллионов – закупки госкорпораций и естественных монополий. Спрос госсектора - это 20% внутреннего спроса России. Это огромные средства, которые управляются государством, и они должны стать механизмом диверсификации экономики. Эти средства обеспечивают исполнение публичных обязательств государства, и от того, насколько эффективно они расходуются, зависит качество жизни российских граждан: достойная медицина и образование, качественное жилье и новые дороги.

Разработка нового закона была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском госзаказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее закупочное законодательство.

В основе обсуждаемого в рамках круглого стола проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе» иная идея – нацеленность на результат. В законе оговорен закупочный цикл в полном объеме: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований. Разработанный закон в целом – ответ на многочисленные жалобы на проблемы при реализации действующего закупочного законодательства.

Однако, по мнению экспертов, проект федерального закона требует существенной корректировки. Многие нормы заявлены, но не детализированы, и без принятия подзаконных актов правительства (по некоторым оценкам их должно быть порядка 100) закон не сможет заработать в полную силу.

Прозвучали следующие предложения:

  • установить антидемпинговую границу в пределах 10-13 процентов (в нынешней редакции закона 25 процентов, с оговоркой документального подтверждения падения цены не в ущерб качеству);

  • определить арбитра в случае одностороннего расторжения контракта, а также проводить независимую экспертизу контрактов на каждом этапе: от планирования, размещения заказа до мониторинга его исполнения;

  • составить типовые требования к контрактам, четко прописать сроки изменения контракта, разработать реестр поручителей госзаказа, а также систему исполнения контракта;

  • не уменьшать цену контракта, при использовании новых технологий и материалов, а наоборот, оставлять разницу подрядчикам, для развития и исследовательской деятельности, по тому же НИОКР;

  • много было высказано предложений в отношении муниципального заказа, в том числе, разрешить муниципалитетам торговать по прямым контрактам, дать возможность органам МСУ самим определять требования к подрядчикам;

  • четко прописать в законе процедуру ускоренного проведения торгов.

Подводя итоги работы круглого стола, депутат Государственной Думы, координатор ЦСКП-Байкал Сергей Тен, отметил также, что законопроект не учитывает специфику организации госзаказа в отдельных отраслях. Поэтому, либо закон о ФКС должен быть дополнен поправками, в каких случаях он допускает особенности регулирования другими отраслевыми законами, либо в тексте закона все эти особенности и тонкости должны найти своё отражение. Также необходимо решить задачу создания национального кодификатора государственного заказа и услуг (т.е. нужна классификация самих объектов закупок). Сергей Тен призвал всех заинтересованных лиц отнестись серьезно к подготовке поправок ко второму чтению законопроекта по ФКС, на это по регламенту парламента есть месяц. В первом чтении законопроект был принят ГосДумой 20 июня 2012 года. Закон важный, необходимо суметь сохранить баланс интересов и учесть положительный опыт 94-го федерального закона, в тоже время, нельзя торопиться с принятием закона о ФКС. Необходимо предусмотреть переходный период и максимально отработать с правительством по пакету подзаконных актов.

Новости по теме

С Днем России!

9 Июня, 2017

С Днем знаний!

1 Сентября, 2016

С Днем студента!

25 Января, 2016

С Днем Конституции!

12 Декабря, 2015

С Днем флага России!

21 Августа, 2015

С Днем России!

11 Июня, 2015

День России

12 Июня, 2014