Сергей Тен выступил с докладом на тему «Насколько идеология консерватизма близка сибирякам» 12 июля в рамках заседания ЦСКП в Москве (текст доклада)

13 Июля, 2012

Насколько идеология консерватизма близка сибирякам

Если рассматривать консерватизм как систему традиционных взглядов, традиционных национальных обычаев, все складывается логично. Посмотрите, о чем говорили областники, они хотели видеть процветающую Сибирь, разве это в систему консерватизма не укладывается? Укладывается. Они говорили, что центр высосал из территории практически все, мы остались без людей, без кадров. Дальше, они говорили: до каких пор Сибирь будет колонией при метрополии? Все богатства выкачали, никакого развития нет, дороги плохие. В 21-ом веке приверженцы консерватизма стараются донести эти же идеи.

Поэтому, на наш взгляд, консерватизм – это традиционная вещь для России, а для Сибири это в принципе, одна из идей, которая будет жить. Это вещь немодная, что само по себе накладывает на нее и обязанности определенные, и какое-то ощущение новизны, которая может быть осуществлена.

Условия сибирской жизни, некий фронтир между цивилизацией и дикими просторами, он в определенном смысле от революционных идей отвращает. Мы понимаем, что надо осваивать пространство, расширяя его. В этом смысле – да, сибиряки, наверное, консерваторы. Вспомним Афанасия Щапова, историка, родившегося в Анге, первый человек, который вообще сказал, что история России – это история ее регионов. До этого времени считалось, что это история правящей династии или история войн. История регионов – это и есть история России. Это сказал наш земляк. Вторая историческая личность Столыпин, который говорил: «… вам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия».

Без преувеличения, мы на протяжении последних 20 лет пытались привлечь внимание к проблемам регионов Сибири и Дальнего Востока. Сегодня ситуация меняется. Создано министерство по развитию Дальнего Востока, существенные инфраструктурные изменения были проведены при подготовке саммита АТЕС, как положительный момент можно расценивать возникновение самого вопрос о создании корпорации развития Сибири и Дальнего Востока, хочется верить, что эта тема получит свое развитие.

Но, на мой взгляд, для безопасности России и ее восточных рубежей, в первую очередь, необходимо решить несколько проблем: проводить внятную миграционную политику, направленную на закрепление интеллектуального и трудоспособного населения, путем предоставления различных преференций, с четким пониманием, что это территория России, и ее приоритеты безусловны; развивать транспортную инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока, это один из самых заметных факторов, сдерживающих не только приток мигрантов, но и рост всей социально-экономической сферы региона; постепенно корректировать тарифы на электроэнергию для стратегически значимых предприятий; снижать транспортные тарифы, в том числе, и для Сибирских регионов; рассмотреть возможность коррекции системы налогообложения, которая должна быть направлена, прежде всего, на подъем местного производства.

Особо хочу остановиться на особенностях интеграции в Евразийское экономическое пространство и идеи Евразийского парламента. Сегодня с точки зрения экономической интеграции предпринимаются практические шаги. Идет работа над гармонизацией таможенного, налогового и инвистиционного законодательства. Убежден, что параллельно должна вестись работа в плане духовных, ценностных ориентиров и принципов. Их отсутствие ведет к росту цинизма и распаду социальных структур. Россия всегда была, есть и будет многонациональным государством. Вдумайтесь, на территории Сибири и ДВ живет более 100 национальностей. Они осваивали это пространство в разное время и в разных социально-экономических и социо-культурных условиях, но сохранилось одно важное условие – толерантность. Этим сильна наша страна, и будет сильна новая евразийская интеграция. Для современной России чрезвычайно актуальна проблема возрождения нравственных основ и исторического самосознания ее граждан, популяризация и активное продвижение идеи государственного служения. Увековечивание имен и дел государственных деятелей, внесших наибольший вклад в развитие страны, может и должно стать объединяющей идеей, доступной и привлекательной для всех. Поскольку традиционные религии являются хранителями мудрости и опыта поколений, необходимых для осмысления и решения актуальных социальных проблем, обращение к историческим фигурам, станет одной из форм такого сотрудничества. Нужно создавать духовно-просветительские центры, как регионального, так и федерального, международного масштаба, которые бы объединяли и несли в себе историческую память сильной личности, оставившей заметный след в истории государства российского и в мировой истории в целом.

В первую очередь я бы предложил остановиться на личности и деятельности Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, апостола Америки и Сибири, ученого, исследователя, просветителя.

Он начинал свою миссионерскую работу на алеутских островах и позже развернул активную деятельность в Якутии. Исследовал быт, традиции, языки жителей Аляски, дальневосточных народов. Был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири, графа Николая Муравьева-Амурского в установлении границ с Китаем и подписании межгосударственного договора. . Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской. Иннокентий был основателем и первым председателем Православного миссионерского общества, которое привлекало к сотрудничеству представителей деловых кругов, московского ученого духовенства и светской интеллигенции. К концу жизни святителя миссия оказывала помощь не только Алтайской, Иркутской и Забайкальской епархии, ее влияние было заметно в Кавказском крае, в ее попечении была отдана Японская духовная миссия.

Святитель Иннокентий Вениаминов за свои светские и духовные труды на благо государства Российского награжден орденами св. Анны, св. Александра Невского и алмазными знаками к нему, св. Владимира 1-й степени, св. Андрея Первозванного. Избран почетным членом Русского географического общества. 6 октября 1977 года по просьбе Священного Синода Православной Церкви в Америке он был канонизирован и причислен к лику святых Русской православной церкви. В Америке бережно относятся к памяти и деятельности святителя, на деньги правительства США отреставрирована церковь архангела Михаила в Ситке, создан историко-культурный заповедник – Дом русского епископа, именем Иннокентия назван вулкан Вениаминова - вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 метров). В России в 1987 г. Было принято решение о создании на родине свт. Иннокентия (с.Анга, Иркутская область) мемориального комплекса, которое частично реализовалось в 1997 г. К празднованию 200-летнего юбилея свт. Иннокентия был отреставрирован его дом и состоялось открытие первой экспозиции, посвященной жизни и деятельности великого ангинца. Сегодня в доме совершаются молебны, работает музей, выставка постоянно пополняется новыми экспонатами.

Дальнейшее развитие мемориального комплекса предполагало восстановление Ильинской церкви на историческом месте и дополнение мемориального дома усадебными постройками. На сегодняшний день подготовлена вся документация, необходимая для создания мемориального комплекса, но процесс приостановлен из-за нехватки средств. Предлагаю создать Международный просветительский центр им. Св. Иннокентия, обсудить тему на круглом столе в рамках дней Иркутской области в Государственной Думе в октябре 2012 года.

Новости по теме

С Днем России!

9 Июня, 2017

С Днем знаний!

1 Сентября, 2016

С Днем студента!

25 Января, 2016

С Днем Конституции!

12 Декабря, 2015

С Днем флага России!

21 Августа, 2015

С Днем России!

11 Июня, 2015

День России

12 Июня, 2014