Сергей Тен: в Государственной Думе прошло заключительное в весенней сессии заседание Межфракционной рабочей группы «Байкал»

8 Июля, 2022

Парламентарии подвели итоги работы, обсудили портфель законодательных инициатив, в том числе законопроекты о защите озера Байкал от загрязнения фосфатсодержащими средствами, частицами пластика и микропластика. Изменения будут вноситься в  ст.6 ФЗ «Об охране озера Байкал».
Председатель МРГ «Байкал» Сергей Тен сообщает, что в весеннюю сессию  состоялось 4 заседания Межфракционной рабочей группы «Байкал», а также два крупных совместных выездных мероприятия с Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Первое – в Москве по вопросам экологической работы ОАО «РЖД» в России целом и выезд на Байкал по мониторингу исполнения компанией экологических норм при модернизации БАМа и Транссиба в частности. Второе крупное мероприятие было посвящено анализу вопросов ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности ОАО «БЦБК» и «Усольехимпрома». Кроме этого, члены МРГ «Байкал» на постоянной основе принимают участие в работе межведомственной рабочей группы по организации работ по  ликвидации накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося  в процессе деятельности ОАО «БЦБК» и управляющем совете по комплексному развитию Байкальского муниципального образования при Губернаторе Иркутской области.
В рамках работы в весеннюю сессию МРГ «Байкал» рассмотрено 6 законодательных инициатив и 2 подзаконных нормативных правовых акта, включая впервые вынесенный на обсуждение проект постановления Правительства России «Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал». Госдумой было принято 2 федеральных закона, которые уже опубликованы. Сегодня на рассмотрении МРГ «Байкал» находится 10 законодательных инициатив и 3 подзаконных акта.
- В эту сессию мы активно работали над двумя законопроектами, которые сегодня приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом России. Это закон, который первоначально вызвал неоднозначную реакцию экологического сообщества, о распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды деятельности. В законе прямым текстом прописано, что упрощенный режим строительства инфраструктурных и иных объектов не применятся к озеру Байкал, прилегающим к нему особо охраняемым природным территориям. Здесь все экологические и процедурные особенности будут применяться, как это сейчас установлено действующим законодательством. Единственное исключение допускается лишь для строительства типовых социальных объектов: школ, больниц, детских садов. Остается экологическая экспертиза строительства новых объектов и допускается строительство инфраструктурных объектов только в рамках модернизации объектов БАМа и Транссиба. Второй закон, который принят, в значительной степени защитил средства пенсионных накоплений граждан, оставшихся после расчетов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов, однако здесь вопрос по-прежнему до конца не закрыт и работа продолжается.
Сегодня в высокой степени готовности находится 5 законопроектов. В том числе, об обороте земельных участков в границах населенных пунктов, об особенностях регулирования потребительского рынка и статуса особых экономических зон в центральной экологической и буферной экологической зонах Байкальской природной территории.
- Отдельно хочу отметить законопроект, который, на мой взгляд, требует государственного подхода. «О внесении изменения в статьи 11 и 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал"». Потому что на чаше весов либо снятие в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях ограничений на сплошные рубки, либо прекращения любых действий по строительству и укреплению селезащитных сооружений на Байкале, до момента выбора варианта ликвидации шламонакопителей. Изменения предлагаются в законе точечные и с четким перечнем и указанием объектов, - подчеркнул председатель Межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен.
Законопроект находится на подписи у депутатов и сенаторов, будет внесен в Государственную Думу до 11 июля.
- От себя хочу уточнить, что согласование проекта проходит сложно по одной причине: всех настораживает словосочетание «сплошные рубки». Но давайте подходить к определениям здраво и с точки зрения законодательства. В них есть четкие определения сплошных, выборочных, санитарных рубок. Все регламентируется. Города Слюдянка и Байкальск, а также большинство населенных пунктов, туристические базы, территория бывшего БЦБК, ВСЖД, федеральная автодорога, линии электропередач расположены в узкой прибрежной полосе Байкала и на конусах выноса, в долинах селеопасных рек и входят в состав ЦЭЗ БПТ. Научное сообщество Иркутской области и Бурятии уже лет пять - шесть всех предупреждает, что на Байкале идет проявление негативных селеявлений, мы выходим на пик многоводья и если ударит, то все 7 млн тонн этой грязи уйдет в Байкал. При этом, только за июль месяц в районе Солзана уже сошло два селя. А если ударит серьезно, кто возьмет ответственность за непринятие решения?
Второй момент. Если опасаться, что на землях лесного фонда в ЦЭЗ БПТ, развернется незаконная деятельность, то зачем мы тогда создали общественный, экологический контроль, приняли Закон об экологической экспертизе? Эти институты работают.
Мы специально, в рамках парламентского контроля, посмотрели, как исполняются экологические требования при модернизации БАМа и Транссиба. Убедились, что РЖД полностью закрывают любые требования экологического законодательства России. При правильном и ответственном подходе, хозяйственную деятельность на Байкале можно и нужно развивать, с учетом четко прописанных требований к ведению этой деятельности в ЦЭЗ БПТ. Думаю, что опыт Российских железных дорог должен транслироваться на все предприятия, работающие на Байкале. Вполне убедительно звучит основная идея предприятия – после нас должно быть лучше, чем было до нас. Сейчас это вдвойне правильная фраза после поручения Президента России сделать Байкальск городом лучших экологических стандартов. С другой стороны, без развития инфраструктуры, снятия избыточных экологических барьеров, нам будет сложно решить эту задачу, - резюмировал председатель МРГ «Байкал» Сергей Тен.
Почему еще нужен законопроект? Помимо строительства селезащитных сооружений он решает ряд других важных экологических и социальных задач. В целом ряде районов леса болеют, об этом говорят ученые СО РАН, и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в них – это насущная необходимость, в то же время действующий закон не дает провести их эффективно. Кроме того, в ЦЭЗ БПТ за десятки лет исчерпались возможности существующих кладбищ. Люди сталкиваются с проблемой, что, к сожалению, не могут нормально и спокойно похоронить своих родственников. Муниципалитеты и регионы уже давно просят принять необходимые для этого правовые нормы, которые позволили бы обустроить кладбища рядом с населенными пунктами. И, наконец, законопроект направлен на создание условий для окончательного установления границ населенных пунктов на Байкале. Эти нормы делают срочными и окончательными.

Новости по теме

С Днем города!

3 Июня, 2022

С Днем Победы!

6 Мая, 2022

С Днем студента!

25 Января, 2022

К работе приступили

27 Октября, 2021

Снова в школу!

1 Сентября, 2020

С Днем шахтера!

30 Августа, 2020

С Днем строителя! ! !

9 Августа, 2020

С Днём Победы!

8 Мая, 2020

С Днем дорожника!!

18 Октября, 2019

С днем России!!

11 Июня, 2019

С Днем России!

9 Июня, 2017

С Днем знаний!

1 Сентября, 2016

С Днем студента!

25 Января, 2016

С Днем Конституции!

12 Декабря, 2015

С Днем флага России!

21 Августа, 2015

С Днем России!

11 Июня, 2015

День России

12 Июня, 2014