Сергей Тен: Дорожники России стоят перед новыми вызовами
Депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по транспорту ГД РФ Сергей Тен принимает участие в работе научно-практической конференции, посвященной вопросам приоритетных и текущих направлений деятельности дорожного хозяйства по обеспечению реализации положений федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» во Владивостоке.
Конференция начала свою работу в дороге, руководители 9 региональных дирекций, представители Росавтодора, подрядных организаций преодолели на машинах 5000 км, чтобы, как говорится, «пятой точкой» прочувствовать качество дальневосточных дорог, многие впервые проехали от Читы до Хабаровска - дорога «Амур» - и от Хабаровска до Владивостока, дорога «Уссури».
- Хочу отметить, что за год произошли кардинальные изменения. Работы развернуты на многих участках. В ходе автопробега на объектах обсуждались технические вопросы, организация работ подрядных организаций и заказчиков, опыт и взаимодействие. Поднимались темы применения ФЗ 44. Принято принципиальное решение на площадке транспортного комитета Государственной думы собрать круглый стол с приглашением всех заинтересованных сторон от федерального до муниципального уровня, чтобы проанализировать первые итоги применения закона. Звучала актуальная для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока тема упрощения выдачи лицензий на общераспространенные полезные ископаемые, которые применяются для строительства линейных объектов. Сегодня наш комитет работает над законом «О недрах». Мы предлагаем изменить действующее законодательство в части сокращения сроков и количества согласований, совершенствования процедуры выдачи лицензии, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности капитальных вложений (сокращение сроков и снижение стоимости строительства). С другой стороны, участники автопробега поднимали вопрос ужесточения требований к качеству каменных материалов, применяемых в строительстве, - резюмировал Сергей Тен.
Конференция прошла в деловом и заинтересованном ключе. Обсуждались вопросы инновационной и технической политики в дорожном хозяйстве, новые вызовы, которые стоят перед российскими дорожниками.
- Сегодня уже начинают забываться прорывные, на мой взгляд, проекты Росавтодора – строительство инфраструктурных объектов в Сочи и к саммиту АТЭС, но это не умаляет их значимости. Главное они доказали, что профессиональный уровень наших специалистов позволяет решать любые государственные задачи. Как отметил в своем выступлении руководитель Росавтодора Роман Старовойт, президенту уже представлены варианты расчётов по строительству Керченского моста, этот сложнейший для отрасли объект должен быть введен в строй 12 декабря 2018 года. Из тем, которые обсуждались на конференции, отметил бы несколько. Во-первых, интересен опыт строительства моста в Удмуртии на основе концессионного соглашения между банком ВТБ, правительством республики и региональной инвестиционной компанией. На условиях государственно-частного партнерства регион сумел привлечь порядка 14 млрд рублей. Думаю, данная работа сегодня должна проводиться в каждом регионе. Задачу по удвоению строительства новых дорожных объектов с нас никто не снимал. Но уповать только на акцизные деньги неправильно. Необходимо искать внутренние источники роста, новые экономические модели, стремиться эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Поэтому сегодня мы говорим о принципе «пользователь платит»: внедряем систему платы с 12-тонников и в том числе, развиваем ГЧП, привлекая в отрасль дополнительные средства. Движение должно быть двусторонним. Положительные примеры есть, интересные, их необходимо тиражировать, перенимать. Второй момент: активнее использовать в дорожном строительстве инновационные технологии или эффективные «хорошо забытые», например, метод холодного ресайклинга. К примеру, в Иркутской области он применяется, но недостаточно активно, впрочем, как и в других регионах. И еще один момент, на котором хочу остановиться. Приведу небольшой пример. Владимир Путин подписал федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В нем четко прописан механизм прогнозирования, планирования, реализации решений, мониторинга и контроля — от поселений до регионов и федеральных структур и отраслей. Напомню: Минтранс России одним из первых разработал и утвердил схему территориального планирования РФ в области транспорта и автомобильных дорог федерального значения. Однако не все регионы ответственно подходят к этой задаче. К примеру, обходы городов - тема, актуальная для всех крупных населенных пунктов, через которые идет транзитный транспорт. Несогласованность действий приводит к тому, что проекты со скрипом попадают в инвестиционную программу, ФЦП. Затем идут проблемы с проектированием, с трудом проходят Главгосэкспертизу, не выдерживаются сроки конкурсных процедур. Сегодня такие непродуманные и непрофессиональные действия приведут только к одному – исключению объекта из плана, - заключил депутат.