Сергей Тен принял участие в стратегической сессии «Новые дороги России», которая прошла в рамках III Бизнес-форума «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки» в Москве
аместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен выступил на стратегической сессии с докладом на тему «Финансирование дорожной деятельности: изменения законодательного регулирования».
В своем докладе он подчеркнул, что хроническое недофинансирование дорожной отрасли в течение последних 10 лет привело к известным последствиям: ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 2% ВВП. Транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 8%, себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС. Если в Европе средняя скорость перемещения грузов равна 1000 км в день, то в России не более 300 км.
«В последнее время ситуация начала меняться в лучшую сторону, - отметил Тен. – 20 июня в первом чтении принят законопроект о ФКС, который разрабатывался два года. Экспертный совет комитета по транспорту представил свои замечания по законопроекту. Они значительные и касаются как в целом специфики регулирования дорожной, строительной деятельности, так и долгосрочных комплексных контрактов, которые не вошли в законопроект.
Работа по ФЗ проходила и на дискуссионных площадках. Так, предложено законодательно определить, каким образом государством должны распределяться сэкономленные средства (за 6 лет - 1,5 триллиона рублей по всей РФ), кроме того, нужно сформировать систему оценки эффективности госзакупок. Было высказано мнение, что не нужно уменьшать цену контракта, при использовании подрядчиком новых технологий и материалов, а наоборот, надо оставлять разницу для развития предприятия и исследовательской деятельности, по тому же НИОКР. Предложено вести рейтинг недобросовестных поставщиков, а не реестр, как предложено в законопроекте. Учитывая все эти предложения, я надеюсь, удастся качественно доработать рассматриваемый законопроект, и сфера госзакупок в России, а это 20% внутреннего спроса, станет более эффективной.
Еще одна актуальная сегодня тема, которая также активно обсуждается, – это контракты жизненного цикла (поправки в соответствующее законодательство уже приняты Госдумой). Эта модель позволяет государству приобретать объекты инфраструктуры в многолетнюю рассрочку. При этом построенная дорога может эксплуатироваться как в платном, так и в бесплатном режиме. Однако, стоит отметить, сегодня в России слишком немного строительных организаций и инвестиционных институтов, способных «потянуть» крупные инфраструктурные объекты. Особенно это касается Сибири и Дальнего Востока страны.
И последний законопроект, о котором я хотел бы сказать – проект закона о государственно-частном партнерстве. Он подготовлен Министерством экономического развития, размещен на сайте МЭР, и как раз сегодня по нему заканчиваются публичные консультации. На сегодняшний день, по данным федерального портала "ГЧП инфо", в России около 300 реализуемых проектов. По некоторым оценкам, потенциал российского рынка ГЧП - 8 трлн руб. С принятием федерального закона, число проектов должно возрасти, так как согласно проведенным исследованиям, до 75% респондентов наиболее существенной причиной в сфере ГЧП называют несовершенство законодательной базы.
Таким образом, законодательство изменяется очень существенно, и я надеюсь, это позволит привлечь в дорожную отрасль дополнительное финансирование, и реализовывать как крупные инфраструктурные проекты, так и обеспечить нормативное содержание, ремонт и строительство дорог во всех муниципалитетах страны».