Серей Тен: Мы должны вернуться к прежней модели обеспечения пригородного сообщения
Массовые отмены электричек, начавшиеся еще в 2012-2013 годах (326 поездов), усугубились в 2014 году. С начала 2015 года на территории России были отменены 300 электричек. Президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево жестко раскритиковал обстановку, возникшую с пригородным сообщением, а также призвал срочно исправить ситуацию.
В 2014 году 26 пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО РЖД и регионов) изменили механизм работы. В 2012-2013 годах регионы могли формировать заказ на объем перевозок, но не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. С 2014 года ППК начали заключать договоры, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объем.
В результате к концу 2014 года по всей стране было отменено 10% из 5,7 тыс. электричек.
Депутат Государственной Думы Сергей Тен отмечает, что только на территории Иркутской области за 2014 год из 111 электричек осталось 94, в Бурятии и вовсе осталось 10 из 18 пригородных поездов.
«Планируется, что после личного указания Президента, ОАО РЖД в ближайшее время сможет восстановить 300 маршрутов, закрытых с начала 2015 года. По моему мнению, это сможет погасить локальный социальный взрыв, но решать проблему нужно системно.
Только в Иркутской области были отменены 8 поездов сообщением из Черемхово: шесть – Черемхово-Зима и два Черемхово-Иркутск. В Бурятии теперь нет четырех поездов до станции Загустай и трех до станции Мысовая. Эту ситуацию нужно переломить, поскольку электрички являются важнейшим звеном транспортного сообщения. Тем более, что основным потребителями являются пенсионеры, которым проблематично перейти на альтернативный транспорт из-за его дороговизны и неудобства.
Считаю, что решением сложившейся проблемы является возвращение к предыдущей модели обеспечения пригородного сообщения, когда основная нагрузка лежала на федеральном бюджете, а не на регионах», - резюмировал Сергей Тен.