Как повысить производительность труда и сократить издержки на транспорте?
На этот вопрос должны ответить региональные конференции, которые пройдут в этом году в рамках Общероссийского народного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» при участии Союза транспортников России, Торгово-Промышленной палаты РФ, Российской академии транспорта, Министерства транспорта РФ.
Началом широкого обсуждения послужила Всероссийская конференция «Выработка комплекса мер, обеспечивающих повышение производительности труда и снижение издержек, а также мониторинга инвестиционных проектов в транспортном комплексе». Итоги комментирует депутат Государственной думы, заместитель комитета по транспорту ГД РФ Сергей Тен.
- Чтобы оценить масштабы транспортной отрасли страны, приведу несколько цифр: это 600 тыс предприятий и 5 млн человек. При этом основные фонды изношены на 70 процентов, наряду с энергетикой и ЖКХ. На железнодорожных путях ежедневно простаивает до тысячи вагонов, бизнес, без учета упущенной выгоды и времени, теряет 150 млн рублей ежедневно. И еще есть цифры, которые подтверждают сегодня неэффективность системы: логистических схем, высоких транспортных тарифов, в которые уже заложены потери и простои, а как следствие - низкая производительность труда встречаются повсеместно на транспорте. Сегодня на конференции было уделено много внимания вопросу регулирования тарифной политики. Например, транспортные расходы достигают в себестоимости российской продукции 25-30%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет всего 8-9%. Эти цифры отражают уровень нашей конкурентоспособности. Что делать? Искать баланс интересов государства и бизнеса. Нельзя все рыночные риски нивелировать за счет повышения цены. Государство, применяя экономические механизмы, должно подталкивать бизнес к увеличению производительности труда, путем снижения издержек. Активнее необходимо включать принципы государственно-частного партнерства. Средства, вложенные в инфраструктуру, дают быстрый, а главное мультипликативный эффект. Особое значение приобретает вопрос поддержки собственного производителя транспортного машиностроения. Тема, которую продвигает Союз машиностроителей России. Прозвучали предложения к рабочей группе Экономического совета при Президенте Российской Федерации по направлению "Развитие инфраструктурных проектов в сфере транспорта" активнее давать возможность российским производителям участвовать в проектах. Таких в России сегодня несколько – это строительство высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», строительство моста через Керченский пролив и моста через р.Лену, реконструкция БАМа и Транссиба, а также строительство ЦКАД.
И, наверное, главное – Министерству транспорта сегодня необходима структура, которая бы планомерно занималась решением вопросов увеличения производительности труда и снижения издержек. Сегодня ее нет. И в этом мы проигрываем западу, потому что там такие структуры есть, они эффективно работают. Рыночной экономике совсем не помешает планомерность, - подытожил Сергей Тен.