Без приведения в порядок приграничных пунктов пропуска и дорожной сети регионов Сибири и Дальнего Востока Россия еще долго не сможет воспользоваться своим конкурентным преимуществом, - Сергей Тен на Молодежном форуме ШОС
Круглый стол «Приграничная торговля и транспортные коридоры» провел заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Тен в рамках экспертной сессии Молодежного форума ШОС по предпринимательству и приграничному сотрудничеству в г. Белокуриха Алтайского края. В дискуссии приняли участие заместитель Губернатора Алтайского края Борис Ларин, президент Алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков, а также высокопоставленные представители КНР, Киргизии, Монголии и других стран.
Было отмечено, что тема обсуждения сегодня очень актуальна, особенно, с учетом того, что Сибирь и Дальний Восток рассматриваются как перспективный транспортный коридор для транзита товаров из Китая и всей Азии в страны Евросоюза.
«ВТО стало реальностью и диктует свои правила игры, – отметил в своем докладе депутат Госдумы Сергей Тен. – Для РФ вступление во Всемирную торговую организацию означает прежде всего стабильность, снижение барьеров, а также возможность участия в формировании правил международного экономического сотрудничества. Сегодня в отношении российских товаров действует 73 ограничительных меры, однако, начиная с сентября 2012 года, 19 стран заявили о своем пересмотре ограничений в отношении российских товаров. С другой стороны – снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки, как следствие, увеличение конкурентоспособности иностранных товаров, безусловно, ставит перед нами ряд задач. Это и развитие наукоемких технологий, действенной поддержки свободных торговых зон, совершенствования экономического законодательства, активизации государственно-частного партнерства, кстати, все эти темы активно обсуждались на саммите АТЭС в сентябре этого года.
Что касается транспортных коридоров, мы находимся на пересечении транзитных потоков между Европой, Азией и Америкой. Так, использование российской части транспортного коридора «Восток - Запад» позволяет значительно сократить время перевозки товаров, произведенных в странах Юго-Восточной Азии и поставляемых в Европу. Контейнер, следующий из Вьетнама во Францию традиционным морским путем вокруг Африки, проводит в пути около 45 дней. А если воспользоваться Транссибом, то срок доставки сократится в 2-3 раза. Следующий момент – развитие северного морского пути. Срок доставки грузов по Северному морскому пути от японского порта Иокогама до голландского Роттердама составляет 15 дней, в то время как через Суэцкий канал — месяц. Этот проект позволит оживить умирающие портовые города на Арктике — Певек и Тикси.
Мое глубокое убеждение, без приведения в порядок действующих приграничных пунктов пропуска, расширения их пропускной способности, приведения в нормативное состояние дорожной сети регионов Сибири и Дальнего Востока мы еще долго не сможем воспользоваться нашим конкурентным преимуществом».
Стоит отметить, что в рамках круглого стола обсуждались не только наработки наших соотечественников. Участники круглого стола презентовали свои проекты, а также поделились своим опытом международного торгово-экономического сотрудничества.
Отдельного внимания в ходе обсуждения заслужили такие темы как Международный транспортный коридор «Ош-Сары Таш-Карамык» (Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан), экономическое сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в рамках ШОС, работа свободной экономической зоны «Цагааннуур» и перспективы торгово-экономического сотрудничества с регионами Большого Алтая, развитие транспортной инфраструктуры в регионе Большого Алтая, проблемы и перспективы развития приграничных регионов РФ, КНР и республики Казахстан в рамках ШОС.