В гостях у депутатов Госдумы
Сергей Тен
У Сергея Тена, в отличие от его коллег-иркутян, в работе мало что изменилось. Будучи самым молодым по возрасту из всех политиков, представляющих регион в Госдуме, он — самый опытный. Этот созыв Госдумы для него второй. Кабинет не поменял, комитет — тоже.
Но когда мы заглянули к депутату в кабинет, вид у него был довольно уставший. Утром прилетел из Иркутска, уже побывал на куче совещаний, давал комментарии федеральным СМИ по новым законопроектам.
Эмоциональная перезагрузка и восстановление энергии у Сергея Тена сопровождаются распитием чая с мёдом. На рабочем столе, помимо папок с бумагами, фотография семьи и икона Николая Чудотворца. Серей Тен — человек православный. Причем православие идёт по отцовской линии, от бабки-кореянки.
— А почему икона именно Николая Чудотворца? — спрашиваем мы.
— Я всё думал, кто же из святых является небесным покровителем дорожников? Решил, что Николай Чудотворец — он помогает тем, кто в пути. Дорожники же все такие — «старость меня дома не застанет — я в дороге, я в пути», — улыбается Сергей.
Для него работа в нынешнем созыве Госдумы — продолжение большого марафона, начавшегося еще в 2011 году, когда он был впервые избран в федеральный парламент. Перерыва в работе практически не было, если таковым не считать избирательную кампанию, проходившую более чем напряжённо.
Сергей Тен представляет нам своих сотрудников, которые размещаются в этом же кабинете: Виктория, она работает в команде недавно, всего пару месяцев; помощники депутата Дмитрий и Андрей — кстати, многодетные отцы (так же как и сам Тен), на двоих у них девять детей; Евгений Зеленов — руководитель аппарата, Герой России (военный летчик, работавший во всех горячих точках), сам дважды избирался депутатом Госдумы.
Интересуемся у Сергея Тена, от каких дел мы его оторвали.
— Готовлюсь докладывать по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Административный кодекс. Речь идет о нашем предложении запретить ездить на лысой резине, летней, зимой (с 1 декабря по 1 марта) и на шипованной — летом (с 1 июня по 1 сентября). Мы предлагаем внести отдельную статью, устанавливающую штраф в 2 тысячи рублей. Это вопрос безопасности, большой процент аварий дают такие нарушения. Тема вызвала большой интерес. Я, честно говоря, с таким количеством федеральных телеканалов ещё никогда не работал. За два дня побывал на РБК, ОТР, «Вести-24», дал комментарии НТВ, РЕН ТВ и другим. Конечно, введение штрафов — это история непопулярная. Много споров, вопросов — как же госавтоинспекторы будут исполнять норму закона? На самом деле, очень просто: есть специальная линейка (глубинометр), с помощью которой определяется остаточная глубина рисунка протектора. Кроме того, сейчас многие производители ставят специальный индикатор, который стирается по мере износа шины, в этом случае можно невооружённым глазом увидеть её состояние. Мы занимаемся этой темой уже три года.
Сергей Тен на секунду отвлекается от разговора, спрашивает у Виктории, в силе договоренность с министром образования Васильевой о завтрашней встрече или нет. «Всё в силе», — подтверждает секретарь. Тема касается иркутских вузов.
— Есть у нас в работе еще один законопроект — поправка в закон о недрах, чтобы упростить процедуру отвода участков, где расположены полезные ископаемые — грунт, песок и так далее, упростить получение этих материалов для строительства линейных объектов. Президент дал соответствующее поручение еще на заседании Госсовета в 2014 году, там было четко всё прописано. Но не секрет, что даже поручениям президента для законодательного воплощения нужна движущая сила. И мы над этим работаем. Я вносил законопроект от себя, потом правительство попросило отозвать, и они вносили этот же документ от себя. Мы пошли на это, тем более работали над законопроектом вместе.
Ещё в работе у Сергея Тена тема по дорожным фондам. Это один из основных вопросов, которым он занимался в Госдуме прежнего созыва и продолжил в нынешнем.
— Мы муниципальные дорожные фонды отбили дважды: первый раз, когда было доказано, что они нужны, а второй раз — когда были попытки ограничиться дорожными фондами только на уровне районов и городских округов. Сначала я тоже считал, что нужно укрупнить и собрать всё в один кулак. Но сейчас уже очевидно (спасибо за долгие споры, многочасовые дискуссии главам муниципалитетов), что дорожные фонды нужны и на уровне поселений. Пусть там будет 500—600 тысяч рублей, но это их деньги, на которые они могут лишний раз грейдер пустить или снегоуборочную технику. В целом я считаю, что муниципальные дорожные фонды надо полноценно пополнять. Сейчас они получают 10 % от акцизов за нефтепродукты. Остальные деньги зачисляются в региональный дорожный фонд. Но есть примеры в других регионах, где муниципалитетам отдали не 10 %, а 15, 20, и это дает хороший результат. В Бюджетном кодексе записано — не менее 10 %, а ты можешь отдать хоть 50 %.
По мнению депутата, которое он разделяет с ассоциацией РАДОР (Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами — объединяет всех представителей исполнительной власти регионов, курирующих дорожное хозяйство. — Прим. ред.), в дорожные фонды также нужно отдавать деньги от штрафов за нарушение ПДД (в Иркутской области речь идет о 400 миллионах рублей). За аренду земли под рекламные конструкции в полосе отвода федеральных автотрасс деньги давно уже идут в федеральный дорожный фонд. Почему не принять такое же правило по областным и муниципальным дорогам?
— А как насчет транспортного налога? Куда его лучше зачислять — в региональные или муниципальные дорожные фонды?
— Я считаю, что транспортный налог — это неправильный финансовый механизм, — ошарашил нас Сергей Тен. — Когда создавалась система дорожных фондов, исходили из принципа «пользователь платит». Но транспортный налог — это не пользователь платит, а владелец, независимо от того, ездит он или стоит. Акциз — правильный платеж, здесь пользователь платит: чем дальше ты едешь, тем больше платишь. А транспортный налог я воспринимаю как налог на роскошь. Почему его не отменяют? Пока заменить нечем, это всё же 90 миллиардов рублей в год.
— А как же города? Качество дорог в них серьезно хуже, чем на федеральных автотрассах. Федерация перестанет инвестировать?
— Нет, не перестанет. Сейчас по инициативе президента запускается проект «Безопасные качественные дороги». Города-миллионники получат по миллиарду рублей. Речь идет о 13-14 городах.
— А у нас неоформленная агломерация… Попадаем мимо дров?
— Мы будем участвовать в конкурсе среди 20 других городов. Там такое требование: участвуешь в конкурсе, выполняешь дорожные работы за свой счет, а уже потом федерация тебе компенсирует затраты. Речь идет о значительных инвестициях в городскую инфраструктуру.
Но дороги — не единственная тема Сергея Тена. Ему принадлежат поправки в законодательство об экологической экспертизе. Дело в том, что по нынешнему закону экологическая экспертиза требуется для всех строящихся объектов в радиусе 200 километров от озера Байкал. Сюда попадают и Усолье, и Черемхово, многие другие города и веси, никакого отношения не имеющие к водосборной системе Байкала. Но по действующему законодательству без экологической экспертизы не построишь ни школу, ни садик, ни склад, ни дом. А это — дополнительное обременение для строительства.
— Сейчас обсуждали у Николаева этот законопроект. Я предлагаю оставить обязательную экологическую экспертизу только в центральной экологической зоне Байкала, то есть непосредственно на территории, которая прилегает к озеру. А во всех остальных территориях вернуть прежний порядок.
Законопроект вносила группа депутатов, в составе которой был и Сергей Тен. Но после выборов в Госдуме остался всего один автор документа. И сегодня ему нужна поддержка представителей региона.
— Коллеги меня поддерживают. Округ Андрея Чернышева это меньше всего касается, там только Казачинско-Ленский район попадает. А округ Алексея Красноштанова и мой, безусловно, законопроект напрямую затрагивает. Николай Николаев также поддержал, готов провести круглый стол на эту тему с экспертным сообществом.
Еще один нашумевший законопроект Сергея Тена — о конфискации имущества за крупные коррупционные преступления.
— Пока не знаю, какова будет его судьба. Пойду разговаривать с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым, он до Госдумы был замом главы Следственного комитета России, — говорит Тен и тут же обращается к своим помощникам, — подберите мне всю нашу переписку с Верховным судом, с Генпрокуратурой. Попробую пробить эту тему в новом составе Госдумы, прежний не удалось убедить. Мы ждали приговоров в отношении Хорошавина, Гайзера, это были бы показательные вещи. У Хорошавина миллиард нашли. И я хочу понять, как эти деньги вернутся государству.