Жесткий баланс позволил принять бюджет Иркутской области на 2015 год – депутаты

17 ноября, 2014

Заложенные в казне средства позволят выполнить все социальные обязательства, и при этом сохранить инвестиционную составляющую бюджета

Иркутск, 17 ноября, IrkutskMedia. Логичный бюджет Иркутской области на 2015 год, в котором уравновешены все госпрограммы, демонстрирует жесткий баланс, который найден правительством и областным парламентом, между доходами и расходами. Так считает председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Иркутской области Наталья Дикусарова и другие депутаты областного парламента и Государственной Думы, а также сенаторы Совета Федерации. Именно сбалансированность бюджета может гарантировать выполнение всех социальных обязательств, и при этом будет сохранена инвестиционная составляющая бюджета. Свое мнение о бюджетной политике Иркутской области и финансовых перспективах региона эксперты высказали РИА IrkutskMedia.

Баланс и еще раз баланс

На прошлой неделе, 12 ноября, на сессии Законодательного собрания депутаты приняли главный финансовый документ Иркутской области на 2015 год. В первом чтении утверждаются основные параметры бюджета. Доходы составят 98,7 млрд рублей. Расходы составят 109 млрд рублей. Дефицит - 10,2 млрд рублей, или 12,2% от объема собственных доходов областного бюджета. Государственный долг региона на конец 2014 года составит 9 млрд рублей.

Социальная доля бюджета Иркутской области, подчеркнул на сессии губернатор Сергей Ерощенко, стабильно увеличивается и теперь составляет 71%. При этом правительство оставляет инвестиционные вложения и бюджет развития в казне Приангарья. По параметрам бюджета сегодня Иркутская область не на 72-й позиции, как было раньше, а на 15-й позиции среди субъектов Российской Федерации.

"Мы с федеральным центром при поддержке члена Совета Федерации Виталия Шубы проводим последовательную работу. Два года назад область не участвовала ни в одной федеральной программе, а сегодня мы получаем серьезную поддержку и по сельскому хозяйству, и по строительству, и по многим другими программам", - подчеркнул губернатор Сергей Ерощенко.

Ни рубля без политики

Так же как Женя Лукашин из советского фильма "Ирония судьбы" каждый год с друзьями ходит в баню 31 декабря, так и фракция КПРФ ожидаемо выступила против принятия бюджета. Депутат Сергей Бренюк сказал, что очень хотел бы поддержать бюджет, но не может. Фракция КПРФ не нашла в этом бюджете новую индустриализацию и проголосовала против. Однако на результате голосования это не сказалось.

Стоит отметить, что и в 2012, и в 2013 году коммунисты также озвучивали резкую критику бюджета на последующие годы. В 2012 году секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко обвинил правительство области в том, что оно заведомо идет на снижение жизненного уровня населения Иркутской области и занижает доходную часть бюджета. В 2013 году позиция коммунистов по финансовым вопросам не выглядела последовательной. Бюджет-2014 являлся социально направленным и уменьшения уровня жизни не предполагал. Коммунистов в прошлом году волновало наращивание госдолга, но в то же время партией вносился законопроект о "Детях войны", требовавший финансирования в 2 млрд рублей, причем источником финансирования называлось увеличение доходной части или наращивание дефицита. Сейчас госдолг увеличивается, но уже не вызывает отторжения у "красных". "Детьми войны" занялись справедливороссы, правда, так и не внеся законопроект на сессии ЗС. Что касается индустриализации, то это лишь слово, обозначающее комплекс инструментов и мероприятий, и "найти" индустриализацию в бюджете невозможно именно по этой причине, отмечают эксперты.

Фракция "Гражданской платформы" на сессии свою позицию по главному финансовому документу не высказала. Напомним, в прошлом году представителей фракции также волновал госдолг.

Публично поддержали бюджет фракции "Единой России" и ЛДПР.

"Правительство и губернатор делают многое для того, чтобы создать положительный инвестиционный климат, работают очень плотно с крупными предприятиями, ведут переговоры по инвестиционным проектам, но нужно точно также плотно работать с предприятиями малого и среднего бизнеса по созданию мини-кластеров по переработке древесины, пошиву одежды и т.д. Это было бы хорошим импульсом для развития малого и среднего бизнеса и дало бы значительную налоговую отдачу. Фракция ЛДПР поддерживает бюджет и берет совместную ответственность по формированию и исполнению бюджета", - сказал руководитель фракции ЛДПР Олег Кузнецов.

В рамках в следующем году планируется закончить или продолжить строительство семи школ – в поселках Залари, Качуг, Усть-Уда, Новочунка, Пионерский, Тутура и Куйтун.

Республика Бурятия, по информации Олега Кузнецова, в этом году полностью отказалась от строительства социальных объектов. Иркутская область возводить социальные объекты будет. Это еще одна причина, чтобы принять бюджет, заметил депутат.

Председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Иркутской области Наталья Дикусарова считает, что нужно сделать отношение к бюджету таким, которое бы исключило политизированность всего процесса.

Наталья Дикусарова, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Иркутской области

Бюджет – это основной финансовый документ, рабочий документ, который представляет особую важность для каждого жителя Иркутской области. И оценивая, принятие бюджета в прошлом и в этом году, могу сказать, что время, в которое формируется бюджет, достаточно сложное. Нам действительно пришлось пересмотреть расходы в государственных программах. В некоторых случаях в сторону уменьшения. Но при этом найден такой баланс, и это совместная работа правительства и Заксобрания, который позволит выполнить все социальные обязательства, и при этом сохранить инвестиционную составляющую бюджета. И мы эти подходы и приоритеты на сегодняшний день сохранили.

Социальные, но такие приоритетные

Расходы на социальную сферу в бюджете Иркутской области составят 71%. В первую очередь средства будут направляться на исполнение майских указов президента. Более 2,5 млрд рублей будет направлено дополнительно только на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

- В бюджете Иркутской области социальные гарантии нашли свое финансовое обеспечение. Если государство взяло на себя социальные обязательства, то оно обязано их исполнять, - подчеркиваетчлен Совета Федерации ФС РФ - представитель от Законодательного собрания Иркутской области Виталий Шуба.

Поскольку в Иркутской области остро стоит вопрос с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходы на эти цели сокращению не подверглись. На эти цели с учетом федеральных средств будет направлено 764 млн рублей. Кроме того, губернатор принял решение об увеличении в 1,5 раза средств на выплаты по исковым требованиям детей-сирот, которым положено жилье. На эти цели дополнительно заложено 300 млн рублей.

В следующем году заложены средства на возведение 23-х фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности, а также будет продолжено строительство плоскостных спортивных сооружений, многофункциональных спортивных площадок.

На летний отдых детей будет выделено столько же средств, сколько в 2014 году, – 515 млн рублей, в оздоровительных лагерях смогут отдохнуть более 260 тысяч ребят, что составляет 70% от общего количества детей, проживающих в Приангарье. На обеспечение бесплатным горячим питанием детей в учебных заведениях выделено 255 млн рублей на 83 тысячи школьников. На уровне 2014 года останется финансирование программы по обеспечению жильем молодых семей – 83 млн рублей.

Финансирование скорой медицинской помощи в 2015 году в Иркутской области будет увеличено и составит 1,8 млрд рублей. Со следующего года ассигнования будут направляться через систему обязательного медицинского страхования. Ранее скорая помощь финансировалась из регионального бюджета, рассказал министр здравоохранения Иркутской области Николай Корнилов.

В следующем году из федерального бюджета ОМС на оказание высокотехнологичной медицинской помощи будет направлено более 1,3 млрд рублей. Приангарье получит самый крупный объем ассигнований среди регионов Сибири. В 2014 году из средств ОМС на эти цели было предусмотрено около 800 млн рублей. По словам Николая Корнилова, Иркутская область занимает девятое место в России по привлечению федеральных средств в сферу здравоохранения.

- Бюджет напряженный, но, тем не менее, социальная поддержка незащищенных слоев населения остается в приоритете в областном бюджете. Все детали бюджета мы будем просматривать во втором и третьем чтениях. Но в общем понятно, что социальная направленность сохраняется. Социальные расходы составляют более 70% бюджета. Несмотря на все финансовые и экономические сложности, социальная поддержка незащищенных слоев населения остается в приоритете для Законодательного собрания, - подчеркнул председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин.

На зарплату педагогам дошкольного и общего образования заложено от 28,3 тысячи рублей до 33,7 тысячи рублей в казне Иркутской области на 2015 год. Как рассказала министр образования Елена Осипова, субвенция на общее и дошкольное общее образование составит 23,9 млрд рублей, что на 545 млн рублей больше, чем в 2014 году. В течение 2014 года на общее образование были дополнительно изысканы средства в размере 997 млн рублей и на дошкольное образование - 678 млн рублей.

Министр образования также сообщила, что в бюджете 2015 года запланированы средства на увеличение зарплат педагогам. Так, в 2014 году за девять месяцев средняя зарплата педагогов дошкольного образования составила 25,6 тысячи рублей, на 2015 год на эти цели заложено 28,3 тысячи рублей. В общем образовании за девять месяцев 2014 года средняя зарплата составила 31,4 тысячи рублей, в 2015 заложено - 33,7 тысячи рублей.

Программа Иркутской области "Развитие образования" включает в себя 15 ведомственных целевых программ. Объем финансирования госпрограммы в 2015 году составляет более 31,2 млрд рублей.

"По поручению губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко в 2015 году почти в два раза увеличен норматив на учебные расходы с 780 рублей до 1,5 тысячи рублей на одного ученика, что дает возможность руководителям улучшать материально-техническую базу образовательных организаций", - отметила Елена Осипова.

В бюджете также, по решению губернатора, заложены средства на программу по поддержке дачных и садоводческих некоммерческих товариществ. Они будут направлены на ремонт и реконструкцию дорог, ведущих к садоводствам, поддержку дачных и садоводческих товариществ.

- Невзирая на то, что бюджет Иркутской области на ближайшие три года достаточно жесткий, главной его характеристикой является социальная направленность. Около 70% областных средств направлено на решение вопросов в сферах образования, здравоохранения и соцзащиты. Кроме того, более чем в два раза предусмотрено средств на ликвидацию аварийного жилья. Сегодня несомненно важно поддерживать и помогать муниципальным образованиям, и это также отражено в главном финансовом документе региона. В частности, одним из приоритетов является обеспечение сбалансированности местных бюджетов, кроме того сохраняется выделение средств на программу "Народные инициативы". Я как сенатор приложу максимум усилий, чтобы привлечь больше федеральных средств в регион, в том числе через вхождение в различные федеральные программы. И совместно с правительством Иркутской области будем вести четкую плановую ежедневную работу над повышением доходной части бюджета, чтобы сохранить стабильную обстановку в регионе, - заверил член Совета Федерации ФС РФ - представитель от правительства Иркутской области Олег Каньков.

Вынужденный секвестр

Тем не менее сложная экономическая обстановка в стране в целом и нестабильная геополитическая ситуация в мире, введение международных санкций не могли не сказаться на бюджете Иркутской области, пояснила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. И часть расходов на государственные программы в казне пришлось урезать на 5-20%. В частности, значительно сокращены расходы на государственное управление. Однако пришлось снизить затраты и на некоторые программы по спорту и физической культуре.

Напомним, депутат Законодательного собрания региона, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Владимир Матиенко заметил, что на развитие спорта в области тратят миллионы, в то время как в Красноярском крае на эти цели потратят 3,5 млрд рублей. Депутат, видимо, не учел того, что в 2019 году в Красноярском крае пройдет Универсиада. Владимиру Матиенко напомнил об этом губернатор Иркутской области, призвав не подменять понятия. Также глава региона фактически повторил слова президента РФ Владимира Путина, сказанные 9 октября на заседании совета по развитию физической культуры и спорта. Бизнес, участвовавший в развитии спортивных объектов, во всей России становится федеральным трендом. В Приангарье уже реализуются проекты с крупными предприятиями.

Программная часть бюджета сжимается, но мы не можем говорить о том, что это ведет к ухудшению ситуации с развитием физкультуры и спорта в регионе, обращает внимание министр спорта Иркутской области Павел Никитин.

"Сегодня приоритеты в развитии спорта - средства не за счет бюджета, а за счет привлечения средств из федеральных целевых программ и активное включение в развитие физкультуры и спорта частного бизнеса, неравнодушных к спорту людей. Каждую копейку из бюджета нужно направить на спортсмена и тренера, который работает в зале", - сказал министр спорта региона.

Государственные программы – это достаточно сложный механизм, и, если раньше бюджет можно было просто "резать", то при наличии госпрограмм, для того, чтобы "резать", нужно понимать, какой целевой показатель власти должны достигнуть при выделенных денежных средствах.

- Поэтому в первую очередь сокращались управленческие расходы, также искали возможности при наличии меньшего финансового ресурса достичь соответствующего финансового результата. Если мы посмотрим на показатели, то практически во всех они сохранились. То есть искали баланс между финансовыми возможностями при этом повышении эффективности расходования бюджетных средств, чтобы каждая копейка привела в сложившейся ситуации к достижению результатов, которые были в госпрограммах поставлены. Это очень тяжелая работа, потому что никто не снимал обязанности по выполнению в полном объеме социальных программ и софинансирования проектов с федеральным центром. Я проанализировала все государственные программы, у меня опасения нет. Ко второму чтению у нас есть поправки, рабочие вопросы, мы обсудим все, что прозвучало в виде предложений и замечаний, - подчеркнула Наталья Дикусарова.

Заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы Сергей Тенотметил, что наблюдаются сокращения поступлений в региональные Дорожные фонды. Но на федеральном уровне принимаются меры, направленные на снижение этих потерь. По информации депутата, в проекте федерального бюджета заложен компенсационный трансферт на функционирование дорожной деятельности – для Иркутской области в 2015-м это 1,5 млрд рублей, в 2016-м – 1,1 млрд рублей, в 2017 году – 2,4 млрд рублей. Кроме того, с 2015 года 100% акциза на бензин пойдет в региональные Дорожные фонды, сейчас это только 78%. Дополнительные поступления в федеральный бюджет обеспечит и рост акцизов на 1 рубль на литр бензина и дизельного топлива пятого класса.

Сергей Тен, депутат Государственной думы России, заместитель председателя комитета по транспорту ГД РФ

Этими изменения, конечно, ситуацию с финансированием дорожных фондов мы не решим. Они больше направлены на сохранение действующего уровня финансирования. Комитет по транспорту Госдумы, и в частности, секция по дорожному хозяйству, предлагает правительству ряд изменений в Бюджетный кодекс, которые направлены на гарантированное поступление в полном объёме всех, предусмотренных законодательством, ассигнований в региональные дорожные фонды. Однако этот законопроект уже девять месяцев ожидает отзыв правительства РФ. По имеющейся информации к законопроекту есть замечания министерства финансов РФ и министерства экономического развития РФ. Мы также вносим законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ", направленный на исключение возможности уплаты налога на имущество и земельного налога, за счет бюджетных ассигнований региональных и муниципальных дорожных фондов.

Ситуация по дорогам местного значения, подчеркивает Сергей Тен, это более 70% всех жалоб, поступающих от пользователей дорог. Для выравнивания ситуации по муниципальным дорожным фондам необходимо вносить изменения в Бюджетный кодекс РФ для сохранения уровня поступлений бюджетных ассигнований в эти фонды. Они формируются от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла в пропорции не менее 10% налоговых доходов от консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлиназаметила, что никогда не комментирует принимаемый Законодательным собранием бюджет с восторгом, поскольку нерешенных проблем, которые накапливаются за несколько лет, в Иркутской области достаточно много.

- Очень хотелось бы их решить сразу. К примеру, жилье для детей-сирот, уже сейчас необходимо обеспечить более 3 тысяч человек, а жилья нет. И мы понимаем, что объективно его не построишь за короткое время. И это не дает возможности говорить, что у нас все радужно. Но сдержанный оптимизм присутствует. В прошлом году, когда мы утверждали бюджет 2014 года, доходы планировались в размере 94 млрд рублей, а получили более 100 млрд, сегодня доходы планируются 98,8 млрд рублей, но они могут быть увеличены. По информации УФНС, по прогнозу социально-экономического развития Иркутской области есть основания полагать, что область будет устойчиво работать в 2015 году. Но это не снимает с нас обязанности быть максимально корректными по отношению к своим затратам и не увеличивать расходы без качества, - подчеркнула спикер областного парламента.

Госдолг - трудный шаг, но необходимый

Для покрытия дефицита бюджета в размере 12,2% правительство региона намерено прибегнуть к заимствованиям. В результате размер государственного долга в прогнозном плане на 2015 год может достигнуть 20,9 млрд рублей, или 25% от объема собственных доходов. Сейчас госдолг Иркутской области составляет 9 млрд руб. Самый низкий уровень госдолга, по словам Наталии Бояриновой, за последние 10 лет отмечался в 2012 году – это 2,6 млрд рублей.

- Если исходить из бюджетного законодательства, то бюджет Иркутской области соответствует Бюджетному кодексу РФ и укладывается в нормативы по размеру дефицита. Это позволяет нам более активно искать источники покрытия дефицита, в том числе привлекать бюджетные кредиты из Федерации. В Иркутской области дефицит чуть более 12% от собственных доходов. Для погашения дефицита пока в бюджете области идет ориентация на заимствования. Но, я полагаю, это делается для того, чтобы сбалансировать бюджет, - заметил Виталий Шуба.

В течение последних лет в Иркутской области наблюдается тенденция превышения доходов относительно плановых показателей. Она может продолжиться и в 2015 году.

- Я думаю, что в большей части дефицит будет закрыт дополнительными доходами. То есть тогда наращивания госдолга в тех объемах, которые планируются, не будет. И другое направление – это взаимодействие с федеральным центром и получение государственной поддержки из федерального бюджета, - считает сенатор.

В целом по консолидированному бюджету Российской Федерации ситуация довольно сложная. По всем субъектам РФ дефицит составляет более 800 млрд рублей, консолидированный госдолг по регионам – свыше 2,04 трлн рублей. Федеральные власти принимают меры, чтобы снизить долговое обременение регионов. У Республики Мордовия госдолг более 170% от собственных доходов, у Иркутской области чуть более 5%.

- То есть Иркутская область находится в более комфортных условиях для того, чтобы выполнять все расходные обязательства, - заверил Виталий Шуба.

По мнению председателя комитета по бюджету Заксобрания Натальи Дикусаровой, в сравнении с другими регионами, бюджет Иркутской области достаточно стабильный. В некоторых субъектах ситуация гораздо хуже, чем в Приангарье.

- Поэтому даже то, что государственный долг, который растет, я оцениваю не критически. Когда мы входили в 2014 год, уровень госдолга был достаточно высоким для нынешнего года, но нам удалось на 4,2 млрд рублей сократить этот долг. Госдолг – это прогнозные цифры, правительство работает над повышением доходной базы, и по итогам года уже можно будет судить. Мы будем несколько раз корректировать бюджет в следующем году, и, я думаю, он пополнится, потому что не все федеральные денежные средства заложены в областном бюджете, а впереди, как раз в первом квартале 2015 года, работа по распределению федеральных средств. Я оцениваю этот бюджет достаточно хорошо, стабильно, при этом понимая все сложности, в которых мы формировали этот бюджет, - пояснила Дикусарова.

Чем сердце успокоится

Потратить бюджетные средства – задача нетрудная. Потратить эффективно - сложнее. Еще сложнее деньги заработать, наполнить казну. Именно за это депутаты спрашивают с губернатора и профильных министров. Глава региона Сергей Ерощенко рассказал, что по НДФЛ, а это основная доходная статья, Иркутскую область в Российской Федерации приводят в пример. Еще два года назад регион находился на 70-м месте по этому показателю среди субъектов России.

Сергей Ерощенко, губернатор Иркутской области

А теперь мы каждый год показываем прирост по НДФЛ. Это показатель того, что зарплаты растут и выходят из тени, из серых схем. В том числе это происходит благодаря соглашениям, заключаемым между предприятиями, компаниями и правительством Иркутской области.

Правительство работает над тем, чтобы в Иркутской области строились комфортные школы, чтобы дети учились в одну смену. Это задачу губернатор обозначил как одну из главных для правительства.

"Когда мы говорим о среде проживания, о борьбе с наркоманией, пьянством и другими пороками, мы как раз и говорим о создании среды, в том числе спортивной. В сдаваемых социальных объектах, в частности, в школах есть библиотеки, лингафонные кабинеты и современные спортивные комплексы", - считает Сергей Ерощенко.

Еще два года назад правительство обозначило направление развития экономки на новую индустриализацию. Это, по мнению губернатора, обязательное и необходимое условие, чтобы вернуть Иркутской области тот статус, который она должна занимать, и правительство последовательно к этому подходит.

"Когда-то мы не были партнерами для правительства Российской Федерации и партнерами для субъектов экономики. На нынешний момент я ежедневно занимаюсь рассмотрением и обсуждением параметров инвестиционных соглашений с предприятиями", - отметил губернатор.

В частности, ведутся переговоры с НК "Роснефть" о создании на усольской промышленной площадке газоперерабатывающих мощностей, чтобы сберечь площадку. Строится ЛЭП в энергодефицитный Бодайбинский район, ведется газ в Усть-Кут. "Сила Сибири" и вторая ветка БАМа и Транссиба – это уже реально существующие проекты, которые последовательно имеют возможность развиваться. Крупнейший банк Китая ведет переговоры с правительством Иркутской области о создании нескольких предприятий в регионе.

"К сожалению, то, что рушилось десятки лет, в том числе социальная инфраструктура, нельзя воссоздать за один день. Но на сегодняшний день в Иркутской области реализуется десятки проектов", - подытожил Сергей Ерощенко.

Федерация тоже не оставит регионы без средств, заверил Виталий Шуба. Уже утверждены основные параметры федерального бюджета. Иркутская область получит 2,8 млрд рублей в виде дотаций из фонда финансовой поддержки регионов. Еще одно социально значимое направление – это выделение 1,26 млрд рублей на выполнение указов президента в части повышения оплаты труда. Кроме того, на дорожную деятельность выделяется 1,7 млрд рублей. Около 500 млн рублей выделяется гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера, 464 млн рублей - на обеспечение жильем детей-сирот. Также область получит средства на развитие агропромышленного комплекса.

Виталий Шуба, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Иркутской области

Уже есть согласованная позиция Госдумы, Совета Федерации и правительства РФ об увеличении поддержки регионам. Так, 20 млрд рублей планируется выделить субъектам на развитие сельского хозяйства. Будут выделены средства на строительство детских дошкольных учреждений в размере 10 млрд рублей и еще будут выделены средства на строительство бассейнов в высших учебных заведениях. Будут сложности, конечно. Но при сбалансированности бюджета Иркутской области сегодня, завтра будут исполнены все социальные обязательства.

Что день грядущий нам готовит

В работе над бюджетом сейчас начинается самый труд период – второе чтение. Это самое "кровавое" чтение, когда идет распределение расходов по статьям и строкам, на конкретные объекты и цели. У депутатов Законодательного собрания, Ассоциации муниципальных образований, мэров и депутатов местных дум есть возможность "урвать" для своей территории дополнительные средства. Правда, для этого нужно будет указать, у кого надо эти средства "отобрать", то есть перераспределить. Парламентарии, заказчики, подрядчики, исполнители и получатели бюджетных средств начнут соревнования между собой за финансовые средства и за возможность влияния на их получение.

Предельный срок направления поправок к бюджету – 21 ноября. Рассмотрение во втором чтении запланировано на сессии Законодательного собрания 26 ноября.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014