Цифровизация дорог – это цифровизация страны

11 Июля, 2018

Интеллектуальные транспортные системы становятся повседневной реальностью.

Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» провела на площадке Госдумы общее собрание, в ходе которого утвердила состав наблюдательного совета, подвела промежуточные итоги деятельности и наметила планы на будущее.
По итогам голосования членами наблюдательного совета стали: заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, помощник министра транспорта РФ Юрий Лахин, президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров и председатель Общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.
Как подчеркнул возглавивший наблюдательный совет Игорь Астахов, создание ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» в сентябре 2017 года стало своевременным шагом, учитывая тот факт, что цифровизация проникает во все сферы экономики. Он выразил надежду, что работа ассоциации в сфере интеллектуализации российских дорог будет вестись на системной основе и поможет в решении задач цифровизации транспорта, а сама организация станет площадкой для концентрации знаний, опыта и ресурсов в сфере ИТС.
«Основным вызовом времени является то, что автомобильные дороги становятся не потребителями сервисов, а заказчиками инфраструктуры. По сути, цифровизация дорог – это цифровизация всей России, – продолжил тему вице–президент ассоциации Максим Струкалев. – В этой связи важна консолидация всех участников, заинтересованных в создании «идеальной», или общей целевой модели цифровой инфраструктуры автомобильных дорог и сетей».
Сегодня проблема заключается в том, что внедрение ИТС на региональном уровне идет неравномерно. Существующие системы не связаны между собой и не имеют научной и концептуальной проработки. Необходимо добиться выравнивания регионов с точки зрения ИТС, считает исполнительный директор ассоциации Антон Журавлев, поэтому одним из основных направлений деятельности организации является работа с регионами, направленная на повышение безопасности дорожного движения и качества транспортных услуг. 
Ассоциация будет заниматься продвижением ИТС, включая беспилотные автомобили, анализом и разработкой нормативных правовых актов, рейтингом цифровизации транспортной отрасли в регионах. Итогом консолидированной работы станет создание условий для бизнеса и расширение его возможностей, повышение привлекательности транспортной инфраструктуры для пользователей, создание основы для развития экономики в целом. Еще одно направление деятельности – участие в научных конференциях и транспортных форумах, проведение «мозговых штурмов» среди студентов профильных вузов, посвященных разработке программ и проектов ИТС: сформулированные ими инновационные идеи впоследствии могут стать основой для новых технологических решений и бизнес–моделей.
Антон Журавлев проинформировал участников мероприятия о некоторых итогах деятельности ассоциации. Например, на встрече президента ассоциации Сергея Тена с представителями бизнеса – лидерами рынка ИТС и цифровых технологий стороны пришли к общему пониманию, что необходимо создавать условия для развития рынка ИТС, переходить от парадигмы конкуренции к парадигме партнерства.
Федеральное дорожное агентство и ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» заключили соглашение о совместной экспертной работе в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Ассоциация будет принимать участие в мероприятиях по гармонизации федеральных и региональных программ весогабаритного контроля, формировании отраслевого сегмента программы «Цифровая экономика РФ», разработке нормативно–правовых актов в сфере ИТС, тестировании элементов ИТС и цифровой дорожной инфраструктуры на экспериментальных площадках.
Росавтодор второй год реализует проект «Караван», который подразумевает подготовку дорожной инфраструктуры для продвижения беспилотных автомобилей и является примером эффективной работы по цифровизации российской экономики. Заместитель начальника управления научно–технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Василий Кургузов рассказал об успешном тестовом заезде беспилотного транспорта на специально подготовленном участке федеральной трассы А–290 Новороссийск – Керчь (автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края).
По его словам, пилотными участками для обустройства инфраструктуры цифровыми сервисами выбраны: участок от г. Казани до г. Набережные Челны автодороги М–7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа и автодорога А–181 «Скандинавия» Санкт–Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой. Предстоит провести анкетирование автоперевозчиков и представителей логистических компаний, чтобы понять, какие цифровые сервисы наиболее востребованы пользователями.
В дальнейших планах – совместная работа над созданием методологической базы, технологической и цифровой платформы для цифровизации инфраструктуры автомобильных дорог в срок до февраля 2019 года, а также разработка нормативных правовых документов. Василий Кургузов также отметил необходимость продолжения работы по актуализации области знаний в сфере ИТС.
В рамках соглашения ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» с Ульяновской областью в регионе будет реализован ряд проектов в сфере развития цифровых технологий на транспорте. В частности, в городе будет разработана программа совершенствования транспортного потока при участии ГУП «МосгортрансНИИпроект». Кроме того, Ульяновская область станет одним из базовых регионов для разработки документации, федеральных законов, ГОСТов и стандартов. Аналогичное соглашение заключено и с Рязанской областью, которая по праву считается лидером  в этой сфере и успешно развивает ИТС на своей территории.
В целях развития логистической транспортной инфраструктуры, повышения качества и доступности транспортных услуг и продвижения инновационных технологий подписано соглашение о стратегическом партнерстве между ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» и Международной ассоциацией логистического бизнеса (МАЛБИ).
В рамках сотрудничества с ПАО «Ростелеком», которое является центром компетенций по созданию «умных» городов и реализации соответствующих инновационных проектов в интересах муниципальных и региональных органов власти, ассоциация будет участвовать в проекте «Умный город» – функциональной цифровой экосистеме с набором взаимосвязанных сервисов, решающих задачи управления городским хозяйством в режиме реального времени.
Система управления транспортной инфраструктурой предполагает мониторинг состояния дорог, интеллектуальное управление средствами регулирования дорожного движения, мониторинг передвижения и состояния общественного транспорта, оплаты проезда. Ожидаемый эффект от реализации решений «Умного города»: 100%–ное снижение смертности на дорогах; 60%–ное снижение аварийности; 20%–ная экономия на поездках; 15%–ное уменьшение времени поиска парковок; 10%–ное уменьшение числа остановок и простоя транспортных средств.
По словам директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Константина Трофименко, для решения проблем транспорта в рамках проекта «Умный город» (предполагается его включение в программу «Цифровая экономика РФ») создана рабочая группа, которая будет работать по четырем направлениям развития технологий: «умное» транспортное средство, цифровая транспортная инфраструктура, мобильность как услуга и транспортное планирование, моделирование и управление цифровой транспортной системой. Важнейшая задача, стоящая перед рабочей группой, – формирование государственной идеологии развития цифровых технологий в сфере транспорта, отметил эксперт.
В ближайших планах ассоциации – заключение соглашения с Ассоциацией транспортных инженеров (АТИ), созданной для содействия развитию образовательных процессов подготовки специалистов в области развития транспортных систем и обеспечения их эффективного функционирования.
Как подчеркнул проректор по научной работе МАДИ, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Султан Жанказиев, образование должно идти на опережение. В МАДИ серьезно переориентировали существенную часть учебного процесса на подготовку специалистов по направлению ИТС, и они чрезвычайно востребованы на рынке труда. «Кстати, на Западе, предвидя взрывной характер развития ИТС, уже 15–20 лет назад начали готовить соответствующие кадры, как минимум 7–8 университетов готовили специалистов для «умного города» и интеллектуальных транспортных систем, – рассказал Султан Жанказиев. – Россия стала готовить ИТ–специалистов несколько позже, тем не менее нам удалось создать собственную абсолютно самостоятельную оригинальную навигационную систему ГЛОНАСС. И наша страна оказалась впереди планеты всей, создав не просто ИТС, а эффективную ИТС на государственном уровне, задавая стандарты для других стран».
Важно, что ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» выступает как инструмент взаимодействия различных органов власти для поиска оптимальных решений. Сегодня в работу ассоциации вовлечены Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство, Государственная дума РФ, Государственная компания «Автодор», представители регионов. При этом ассоциация открыта для новых членов. Ее ряды пополнила компания NETBYNET – один из лидеров рынка широкополосного доступа к Интернету, входящая в состав ОАО «МегаФон».
По словам исполнительного директора Максима Оропаева, компания продвигает такие направления, как установка комплексов фото– и видеофиксации, систем видеонаблюдения, разработка автоматических комплексов весогабаритного контроля и другие. В начале 2016 года компания начала в Москве реализацию социально значимого проекта – запуск сети Wi–Fi на городском пассажирском транспорте. В течение пяти лет NETBYNET обеспечит 8 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев ГУП «Мосгортранс», курсирующих на территории Москвы и Московской области, оборудованием для бесплатного доступа пассажиров в сеть Интернет. На сегодняшний день к сети Wi–Fi в общей сложности подключены около 9 тыс. единиц общественного транспорта. Кроме этого, компания в 2017 году запустила Wi–Fi в аэропорту Внуково, благодаря чему все посетители аэропорта могут получить доступ к беспроводному высокоскоростному Интернету в терминале А, в зонах регистрации, вылета, прилета и транзита. Система авторизации пользователей в аэропорту входит в Единую систему авторизации, применяемую на Московском пассажирском транспорте (МЦК, наземный транспорт, метрополитен, аэроэкспрессы, в том числе курсирующие на маршруте Киевский вокзал – аэропорт Внуково).
В ходе обмена мнениями прозвучали предложения активизировать работу ассоциации на региональном уровне, начать ведение реестра существующих региональных проектов ИТС с целью их мониторинга и систематизации, а также провести летнюю форсайт–сессию по приоритетным направлениям внедрения цифровых технологий.
В заключение член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Сергей Тен напомнил, что в конце сентября состоятся III Международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России», и предложил провести в октябре 2018 года «круглый стол» на тему законодательного обеспечения развития и внедрения ИТС с участием трех думских комитетов – по транспорту и строительству; по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству; по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
 обозреватель «ТР»

КСТАТИ

Подписано соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
ЦТЛ станет центром компетенций по направлению «Цифровой транспорт и логистика», представленному Минтрансом России в рамках программы «Цифровая экономика». Заявка министерства уже получила одобрение Совета по цифровой трансформации при АНО «Цифровая экономика». Одной из главных задач ЦТЛ является создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных решений и программного обеспечения.
«Использование созданных ИТ–систем лидеров отрасли и объединение их на основе цифровой платформы транспортного комплекса обеспечит развитие цифровизации в сферах транспорта и логистики. Платформенные решения позволят предоставить новые сервисы для пользователей транспорта, повышающие его безопасность, удобство и доступность. Это огромная работа, требующая совершенствования системы правового и технического регулирования, создания сквозных технологий и обеспечения информационной безопасности. Мы поддерживаем инициативу бизнеса по созданию такой ассоциации», – подчеркнул министр транспорта РФ Евгений Дитрих.


Новости по теме

В шаге от новой эры

29 Января, 2018

«Правильные» шины

21 Октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 Февраля, 2016

Частный случай

19 Февраля, 2016

Новая пятилетка

17 Декабря, 2015

Нити добра

17 Декабря, 2015

Дорожный штурм

18 Августа, 2015

Экспертное мнение

27 Октября, 2014

Дорожная карта

6 Октября, 2014

Опасная резина

20 Марта, 2014