По заветам Робина Гуда: стоит ли отбирать у Москвы часть доходов от налога на прибыль и отдавать ее регионам?

31 мая, 2018

Москва, Иркутск, 30.05.18 (ИА "Телеинформ"), - Первый заместитель председателя правительства России – министр финансов Антон Силуанов предложил забрать у Москвы часть доходов от налога на прибыль, которую платят нефтегазовые гиганты и другие крупные корпорации, и отдать средства регионам. Такое заявление он сделал на Петербургском международном экономическом форуме, проходившем с 24 по 26 мая. По словам зампреда, это необходимо для выполнения «майских» указов президента. При этом он подчеркнул: окончательного решения пока не принято (заметим, что вброшенная вице-премьером тема была почти мгновенно подвергнута критике мэром Москвы Сергеем Собяниным). Насколько это правильно – отобрать деньги у «богатых» и раздать их «бедным»? Телеинформ решил выяснить, как к этому заявлению относятся эксперты.

Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко (КПРФ) считает, что КПРФ предлагает более удачные экономические решения - у российского правительства нет системного подхода к вопросу:
- Конечно, с одной стороны, может быть, это и правильное решение. В Сибири, в том числе и в Иркутской области, базируется много крупных нефтегазовых компаний. Их деятельность влияет на состояние наших дорог, экологию и прочее, но никакие средства мы не получаем. У правительства России нет системной работы в этой части. Издали указы, на реализацию которых требуются десятки триллионов рублей, но денег таких в казне нет. Системный подход, который позволит увеличить бюджет нашей страны, предлагает фракция КПРФ в Государственной Думе. Однако к нашим предложениям, к сожалению, никто не прислушивается. Я понимаю, что Москва – столица, лицо государства, на нее идут большие средства. Но основной доход город получает от регионов. Возможно, такая мера – просто необходимость: указ главы государства надо исполнять. Но я более чем уверена, что мэр Москвы будет против таких решений.

И действительно: мэр Москвы Сергей Собянин уже высказал свою позицию на этот счет. На своем официальном сайте он завил: в результате потеряют все — и москвичи, и город, и страна.
- Отбирать и делить — не так давно в нашей истории это было чуть ли не национальной идеей. Но с каждым разом в результате такой практики «пирог» для дележа становился все меньше. Я против и такой практики, и таких идей, которые, к сожалению, имеют свойство очень быстро превращаться в реальность, - пишет столичный мэр.

Во-первых, отмечает он, бюджетная обеспеченность Москвы с учетом уровня заработной платы, реального количества населения и огромных, но вынужденных расходов на транспортную инфраструктуру, нисколько не выше многих других регионов.

Во-вторых, вопреки известным стереотипам, налог на прибыль крупных компаний не концентрируется в Москве, а распределяется между регионами пропорционально числу работающих и стоимости основных фондов.

И, в-третьих, изъятие доходов у Москвы приведет к торможению развития экономики региона и снижению финансирования социальной сферы.

Депутат Государственной Думы, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен («Единая Россия») отмечает: фактически высказывание Антона Силуанова на питерском форуме - это первый «заход» правительства России в разрешении давнего спора между регионами и федеральным центром об изменении межбюджетных отношений.
- Мы уже неоднократно поднимали эту тему и на уровне Государственной Думы, и на уровне Совета Федераций. Концепция межбюджетных отношений должна меняться в пользу более справедливого перераспределения налоговых доходов между федеральным центром и субъектами федерации, особенно сейчас, когда идет значительная нагрузка на регионы во исполнение «майских» указов президента. Во время подготовки бюджета 2018-2020 годов на парламентских слушаниях мы предлагали ряд мер увеличения доходной части субъектов за счет роста отчислений от акцизов на крепкий алкоголь, табак, а также полного зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты. Были предложения и о возможности регулирования налоговых льгот по федеральным налогам, которые зачисляются в региональные и местные бюджеты, - говорит парламентарий.

Сегодня, отмечает он, доходы региональных бюджетов формируются в основном за счет поступлений НДФЛ и налога на прибыль. До 2013 года вертикально-интегрированные компании платили налог по месту своей регистрации, и в результате, по расчетам Счетной палаты РФ, около 35% всех поступлений от налога получали Москва и Санкт-Петербург. Для более справедливого распределения доходов от налога на прибыль был введен механизм консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Предполагалось, что значительную часть налогов от КГН будут получать регионы, в которых находятся основные производства компании, фонды и работники. Однако в 2016 году КГН заплатили в консолидированный бюджет 298 млрд руб. налога на прибыль, что в два раза меньше, чем эти же компании перечислили в 2011 году. В 2017 году правительство также изменило пропорцию зачисления налога на прибыль, увеличив с 2 до 3 п. п. долю федерального бюджета. Однако эта мера коснулась всех, а не только Москвы.

- Проблема назрела, нельзя ставить субъекты в абсолютную зависимость от федерального центра. Распределение всех доходов в стране должно быть сбалансированным. Многие «сильные» регионы с особой ностальгией вспоминают 90-е годы прошлого века, когда в России действовал принцип федерализма: бюджетные доходы фактически распределялись поровну между центром и регионами. А, к примеру, в национальных республиках, таких как Татарстан, и вовсе 70/30 в пользу местной власти. Думаю, что в июне правительство должно будет обнародовать свои предложения по налоговой реформе. Тем более, что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручения по исполнению президентского указа от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Помимо того, что профильные ведомства должны к 15 августа переформировать уже разработанные приоритетные проекты или представить новые, должны быть определены промежуточные и контрольные точки их достижения, а также минфину поручено обеспечить сбалансированность региональных бюджетов, - добавил Сергей Тен.

По мнению заместителя председателя комитета по бюджету Законодательного собрания Иркутской области Тимура Сагдеева («Единая Россия»), инициатива министра финансов вселяет оптимизм, но вопрос в том, будет ли она реализована на практике. Индикатором может стать законодательная инициатива, которая родилась в недрах комитета по бюджету ЗС, согласно которой налог на доходы физических лиц должен уплачиваться в регионе, где работает человек, а не там, где зарегистрирована компания, относящаяся к консолидированной группе налогоплательщиков.
- Экономика Иркутской области долгое время базировалась на крупных вертикально интегрированных компаниях. Это алюминиевые заводы РУСАЛа, Еn+, группа «Илим», «Роснефть» (АНХК и другие предприятия) и прочие. И только сейчас, после того, как вышла на проектную мощность Иркутская нефтяная компания, зарегистрированная у нас в Иркутской области, мы увидели масштаб налоговой отдачи от подобного бизнеса. Если компании начнут платить основные налоги по месту размещения своих производств, а не головных офисов, бюджет Иркутской области существенно увеличится. У нас появится возможность реально повысить качество жизни в регионе. Сейчас мы можем с сожалением констатировать, что Сибирь значительно отстает от европейской части России по уровню социальной инфраструктуры, - рассуждает депутат.

Существует две основных пути реализации Национальной стратегии, объявленной президентом 7 мая, считает Тимур Сагдеев. Увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в регионы или же увеличение собственной доходной базы региональных бюджетов, в том числе, за счет перераспределения налоговых доходов.

- Какой вариант лучше? Дилемма примерно такая же, как выбрать между увеличением размера материальной помощи своему работнику или повышением ему зарплаты. Все же собственные доходы больше мотивируют человека к дальнейшему развитию. Уверен, это правило действует и в отношении регионов, - резюмировал парламентарий.

Конечно, отметил депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов (КПРФ), нужно понимать детали предложения вице-премьера, но концептуально, скорее, поддержал эту идею.
- Можно сказать, что федеральный центр хотя бы частично услышал наши предложения. Сейчас система распределения собранных налогов выглядит как перевернутая пирамида: больше 70% уходит в федеральный центр, менее 30% остается регионам. Но и регионы неравны. Есть доноры, как наша Иркутская область, где расположены производства и добывающие предприятия. Мы отдаем федеральному центру примерно 300 млрд руб., тогда как нам остается всего 120-130 млрд руб. Есть дотационные субъекты, которые на 50 и более процентов зависят от федеральных трансфертов. А есть Москва, где нет производств, зато зарегистрировано большинство крупных компаний, и в результате доходы столицы составляют более 2 трлн руб. Это около 15% от всех доходов федерального бюджета. Налицо явная диспропорция, - считает Михаил Щапов.

При этом, подчеркивает он, Москва не несет чудовищной экологической нагрузки, как промышленные регионы, там нет таких протяженных дорог, как в Сибири, нет такого количества удаленных населенных пунктов.

- Можно сказать, что Москва получает сверхдоходы, когда остальные регионы задыхаются от нехватки средств. Я напомню, что совокупный долг регионов составляет больше 2 трлн руб. Некоторые регионы должны полтора-два своих бюджета. Это очевидно несправедливая ситуация, - говорит депутат.

Есть регионы, отмечает он, которые работают над повышением своей доходной части. Например, Иркутская область за последние годы кардинально увеличила налоговые поступления благодаря работе с крупными налогоплательщиками.

- Но у этих усилий есть предел: нельзя бесконечно упрашивать корпорации перевести налоговую базу в регион. Поэтому если не удается системно перевести центры прибыли в регионы, значит логично изъять часть налоговых поступлений из московского бюджета. Столица этих потерь, скорее всего, даже не заметит, а вот регионы смогут решить массу социальных проблем, - добавил парламентарий.

В тоже время, по его словам, предложение вице-премьера не решает проблему системно. Необходимо в принципе пересматривать принципы межбюджетных отношений. Деньги должны по большей части оставаться в регионах и муниципалитетах. Власть и финансы должны быть как можно ближе к народу: в городах и поселках и на региональном уровне. Нужно перевернуть пирамиду и сделать ее устойчивой, убежден Михаил Щапов.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014