Сергей Тен: Необходимо ускорить процесс вовлечения государственно-частного партнерства в дорожное строительство

11 октября, 2017

Ольга Арсланова: А в ближайшие полчаса предлагаем поговорить о наших дорогах. Россияне в основном ими недовольны. Счетная палата подвела итоги опроса о качестве дорожных работ в стране за три года. И давайте посмотрим, что получилось.

Выяснилось вот что. Состояние муниципальных или городских дорог считают хорошим только чуть больше 3% опрошенных участников, средним – около четверти респондентов. А вот плохим качество называет уже большинство – почти три четверти опрошенных россиян. По данным Росавтодора, всего в стране 1,5 миллиона километров автодорог. Да, у нас большая страна. Федерального значения – чуть более 50 тысяч километров. И только 70% всех федеральных трасс соответствуют нормативу. Еще раз повторю это слово – федеральных. Региональные – совершенно другая история.

На днях Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг глобальной конкурентоспособности стран, и в нем оценивалось в том числе качество дорожного покрытия на территории 137 стран. Все 137 мы вам показать не можем. Продемонстрируем лидеров: Арабские Эмираты, Сингапур, Швейцария, Гонконг и Нидерланды. Любопытно, что Германия с ее знаменитыми автобанами заняла только 15-ю позицию. А вот Россия оказалась на 114-м месте, пропустив вперед Гондурас и Уганду. Давайте выясним, почему у нас дороги хуже, даже чем в этих странах, судя по вот этим данным и судя по опросу Счетной палаты.

Юрий Коваленко: Но чтобы детально разобраться во всем, у нас в гостях Сергей Юрьевич Тен – член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. Как же так получается, что наши строители строят дороги исключительно на проклятых местах, где они долго не держатся? Так получается?

Сергей Тен: Ну, наш разговор я хочу начать со слов благодарности в ваш адрес – в адрес Общественного российского телевидения… Общественного телевидения России – за то, что вы поднимаете такую очень важную тему. То, что касается…

Ольга Арсланова: Это же одна из наших главных бед. Как мы можем ее не обсуждать?

Сергей Тен: Договорились. То, что касается статистики. Совершенно правильно вы сказали – у нас в стране около 1,5 миллиона километров автомобильных дорог. 52 тысячи километров – это дороги федерального значения. Около 570 тысяч километров – это дороги регионального и межмуниципального значения. И порядка 930 тысяч километров – это дороги местные, муниципальные. При этом то, о чем вы, Ольга, сказали – о том, что 70% только федеральных трасс соответствуют нормативам…

Ольга Арсланова: Федеральных дорог.

Сергей Тен: К концу этого года, по информации Росавтодора (Федерального дорожного агентства), будет соответствовать нормативам 80%.

Ольга Арсланова: Но мы понимаем, что федеральные трассы как раз нас меньше всего беспокоят.

Сергей Тен: Да, согласен.

Ольга Арсланова: С ними все относительно неплохо. А вот с региональными и муниципальными самая беда. Собственно на это и жалуются люди. Почему так? Почему такая разница?

Сергей Тен: Если мы с вами вернемся к тем цифрам и к тем государствам, которые на экране были сейчас, то я скажу, что, во-первых, такой протяженности нет в тех государствах, которые являются лидерами. Это во-первых. Во-вторых…

Ольга Арсланова: Это понятно. Но все-таки и ресурсов, согласитесь, достаточно.

Сергей Тен: Знаете, очень часто сравнивают Россию, например, с Китаем. При этом я убежден, что принцип "сколько денег, столько песен" на самом деле действует, в том числе и в этой истории с нашими дорогами российскими. Так вот, мы в стране выделяем около 1,2% ежегодно от внутреннего валового продукта на дорожную сеть. При этом те же самые китайцы, например, выделяют около 4%. Поэтому протяженность большая, средств недостаточно. Но, безусловно, это не единственная причина.

Вы, наверное, знаете о том, что у нас в этом году реализуется такой федеральный проект "Безопасные и качественные дороги" по крупным агломерациям в нашей стране. Это 38 агломераций. То есть это те города, где самая высокая интенсивность движения, независимо от того, что Сибирь это, Дальний Восток или европейская часть России. То есть это там, где живет большое количество людей на достаточно ограниченной территории.

Так вот, как показывает практика, что ли, история, короткая история реализации этого проекта "Безопасные и качественные дороги", проблема еще существует в низком уровне управления дорожным хозяйством в наших агломерациях. То есть специалистов сегодня недостаточно. И те технологии, управленческие технологии в том числе, которые эффективно показывают себя на федеральных дорогах… Теперь задача – эти технологии применить, управленческие технологии, новые технологии в дорожном хозяйстве, в строительстве, в содержании автомобильных дорог, в сохранности.

Потому что очень важно дорогу же не только построить, а очень важно дорогу сохранить. Потому что у нас часто бывает такая ситуация, когда хорошая и качественная дорога – и пошли лесовозы, пошли тяжелые самосвалы и дорогу раздавили, потому что эта дорога не приспособлена для тех нагрузок, которые фактически испытывает. Так вот, только в том случае, если эти управленческие технологии будут реализованы и на региональном, и на местном, муниципальном уровне, тогда у нас дороги будут становиться лучше. И безусловно, это вопрос финансирования.

Юрий Коваленко: А вот хотел спросить. Социологи… Точнее говоря, есть такая вещь – статистика, которая беспощадная достаточно. В соответствии со статистическими данными, около 20% дорог в России – бесхозные. Как такое может быть? И почему?

Ольга Арсланова: Сколько-сколько? 20%?

Юрий Коваленко: Да. Наверное, все-таки идет разговор о муниципальных дорогах, да? Грунтовые вот эти дороги, которые никому не нужны совершенно, которые годами убиваются этими лесовозами и прочим.

Сергей Тен: Совершенно верно, такая проблема есть. Она, как опять-таки практика показывает, решается в судебном порядке. То есть суд должен признать, кто является владельцем, кто отвечает за ту или иную дорогу, за тот или иной участок автомобильной дороги. Речь идет именно о дорогах муниципального уровня. И я думаю, что это вопрос времени, поскольку…

Видите, по большому счету, я абсолютно согласен с такой позицией, что пользователю автомобильной дороги (пешеходу, автолюбителю) абсолютно безразлично, кому эта дорога принадлежит. Федеральная она, региональная, местная – не имеет абсолютно никакого значения для человека, для пользователя дороги. И я это тоже хорошо понимаю. Но если мы смотрим с точки зрения как бы законодательной базы, с точки зрения нормативной базы, то на самом деле необходимо, чтобы именно с уровня регионального оказывалась поддержка муниципалитетам, которые… Зачастую там просто-напросто нет специалистов, там нет людей, которые способны соответствующие, в том числе юридические, действия провести с той или иной дорогой.

Ольга Арсланова: Понятно.

Сергей Тен: То есть это даже, скажем так, не уровень муниципальных районов, это не уровень даже городских округов (вот эти 20% бесхозных дорог), а это, скорее всего, уровень сельских поселений, деревень, где, еще раз повторюсь, работает один глава администрации, и два сотрудника у него или три. Вот и все.

Ольга Арсланова: И это, вероятно, не самые загруженные дороги все-таки.

Сергей Тен: Да, безусловно, интенсивность на этих дорогах низках.

Ольга Арсланова: Поэтому хочется вернуться к тем, у кого все-таки хозяин есть.

Несколько сообщений от наших зрителей. Естественно, у нас жалобы. Березайка, Тверская область: "Дорога убита. По ней каждый день автобус возит детей в школу под железнодорожный мост. Участок небольшой, но опасный". Хабаровский край: "Дороги "покрасили" асфальтом по толщине яичной скорлупы. Естественно, в дождь все это уплывает. А когда начнутся сильные дожди, неизвестно что будет". Кировская область: "Участок дороги в 120 километров – ехал более четырех часов, дороги нет совсем. Дорога регионального значения". И тут предложение догнать все-таки Гондурас. Я думаю, это тянет на хештег и акцию всероссийскую.

Сергей Тен: Как там? "Не ту страну назвали Гондурасом", да?

Ольга Арсланова: Смотрите – региональные дороги. Мы понимаем, что региональный бюджет получает акциз за топливо и получает транспортный налог. Вероятно, этих денег не хватает. Или хватает не всем регионам? Может быть, это вопрос перераспределения налогов? Ну а как иначе, если нет денег и заработать регион их не может? Что остается? Значит, федеральный центр должен, наверное, чуть меньше оставить у себя или каким-то образом распределить эти деньги иначе?

Сергей Тен: Ну, давайте разберемся – теперь то, что касается денег.

Ольга Арсланова: Ведь в них же дело?

Сергей Тен: Я считаю, что это одна из основных причин, но не единственная, безусловно. Еще причину я назвал – это то, что касается недостатка кадров, недостатка именно уровня управленческого подхода, качественного подхода к строительству, ремонту и содержанию дорог.

Так вот, что касается денег. Да, у нас в стране с 2011 года возобновлена работа системы дорожных фондов. У нас появились дорожные фонды на всех уровнях. Это и федеральные, и региональные, и муниципальные дорожные фонды. При этом основная часть все-таки региональных дорожных фондов формируется за счет транспортного налога и акцизов. И к сожалению, не весь объем акцизов поступает сегодня непосредственно на дороги.

В том числе благодаря нашей работе депутатов Государственной Думы… Я тут, что ли, не пытаюсь как-то себя хвалить, но на самом деле это факт, потому что именно благодаря нашей активной позиции все-таки внесли соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, благодаря которому сейчас регионы не имеют права направлять "дорожные деньги" на какие-то другие нужды.

Ольга Арсланова: Их и так немного.

Сергей Тен: Безусловно, у нас существует масса других проблем, помимо дорог, в регионах. Я вообще сам представляю Иркутскую область в Государственной Думе. Ну, вы представляете – это Сибирь, сибирская наша глубинка, и проблем там выше крыши. Если дальше мы поедем – Бурятия, Забайкальский край – там ситуация еще тяжелее.

Так вот, несмотря на то, что существует масса проблем в других отраслях – и в здравоохранении, и в образовании, и с детскими садами, и так далее, и так далее, – "дорожные деньги" у нас на сегодняшний день защищены. При этом раньше, буквально два года назад, сплошь и рядом была такая ситуация, что с помощью "дорожных денег" пытались затыкать другие дыры, которые существуют в бюджете. Но не этим нужно заниматься. Нужно заниматься развитием экономики, нужно инвестиционный потенциал регионов улучшать. И в этом заключается задача региональных властей.

Что касается того, что люди возмущаются. Безусловно. Я хочу сказать, что я сам дорожник, я по дорогам езжу и стараюсь даже между регионами – от Иркутска до Читы, до Хабаровска – ездить именно по автомобильным дорогам, не на поезде…

Ольга Арсланова: Тут у нас из Иркутской области много жалоб, говорят: "Да, вы из нашей области. Ответьте нам, когда же будут хорошие дороги хотя бы в Иркутской области?" Лучше стали в последние годы дороги в Иркутской области?

Сергей Тен: Тут нужно говорить про конкретные участки, то есть о чем речь идет. Но я вам хочу сказать, что у меня масса вопросов и к уровню управления дорожным хозяйством в рамках моей родной Иркутской области. Меня не устраивает эта ситуация. У меня масса вопросов и к уровню региональному, и к муниципальному уровню.

Мы сегодня встречались с губернатором Иркутской области Сергеем Георгиевичем Левченко. Он собирал депутатский корпус, представителей Иркутской области в Государственной Думе. И я этот же вопрос точно так же поднимал. Потому что точно так же, когда мы с людьми разговариваем, люди этот же вопрос задают.

Но когда я встречаюсь с людьми у себя в своем родном регионе и мы разговариваем по поводу дорог, я всегда привожу пример по поводу федеральных дорог. То есть несколько лет назад люди мне точно так же говорили: "А когда у нас будет дорога между Иркутском и Усольем сибирским? Когда у нас будет нормальный проезд по Тулуну? Когда у нас будет нормальный проезд по Куйтуну и прочим-прочим населенным пунктам?" Эта задача решена. Вот с этим же подходом…

Юрий Коваленко: Вы не сказали, что губернатор ответил на ваш вопрос.

Сергей Тен: Ха-ха-ха. Ну, мы обсуждаем тему, как решить вопрос с пробками и с интенсивностью движения в рамках, скажем так, Иркутской агломерации, потому что проект "Безопасные и качественные дороги", который реализуется, он направлен прежде всего на ремонт дорог существующих.

Я же все-таки считаю, что нам необходимо развивать такое направление, как государственно-частное партнерство, привлекать средства. И есть такие положительные примеры, в том числе по поводу Хабаровска говорили. Планируется, что будет построен обход города Хабаровска именно на условиях государственно-частного партнерства. Поэтому мы эту тему с губернатором обсуждали, и неоднократно. Да, наш губернатор Иркутской области подтвердил, что есть заинтересованность с их стороны – со стороны исполнительной власти. Но меня не устраивают те темпы, с которыми реализуются подобные задачи. Это слишком долго. Это надо ускорять.

Ольга Арсланова: Государственно-частное партнерство – очень интересная тема. Я думаю, мы к ней вернемся. Послушаем наших зрителей сначала. У нас Красноярск на связи. Елена, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Елена, как вы оцениваете состояние дорог в вашем городе? Вы же в Красноярске живете, да?

Зритель: Да. Особенно это летом. Конечно, заметно, что дорогами стали как-то заниматься, а в этот год особенно. Но такой ремонт, как у нас затеяли… Город почти все лето стоял. У нас все закрыто, центральные улицы закрыты. Все работы вдруг надо было совершать – и коммунальщики, и дорожники. В общем, вот такая процедура.

Но у меня еще такой вопрос, за которым я наблюдаю уже сколько времени. Я не знаю, какие требования, я не дорожник, а просто пассажир. Асфальтируется дорога. Есть остановка. И вот расстояние от этого асфальта дороги, от края дороги до остановки – там уже можно и не заливать. То есть стойте, пассажиры, в грязи.

Ольга Арсланова: Кстати, на этих недолитых сантиметрах можно еще и хорошо заработать.

Юрий Коваленко: Сэкономить.

Ольга Арсланова: Ну как? Сэкономить и заработать.

Зритель: Ну, может. Я не знаю все эти хитрости. Однажды сказала: "Вы хоть здесь залейте". Ну, слава богу, там был какой-то начальничек, и остановку привели в порядок. Это первое.

Второе. Центральные улицы мы можем почти каждый год заливать, но где особенно частный сектор (я езжу на дачу), там глаза только отведешь, тем более у нас тут ливни, дожди, – утопают все в грязи! Когда дойдут руки до этого?

Ольга Арсланова: Спасибо, понятно. Давайте еще сразу Москву послушаем для контраста. А может, и не получится контраста. Не знаю. Мунир из Москвы, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, добрый день. Девушка, а вот начальнику вопрос задайте…

Ольга Арсланова: Меня зовут Ольга.

Зритель: Подождите…

Ольга Арсланова: А вопрос такой: довольны ли вы качеством дорог в вашем городе?

Зритель: Строительством недоволен. Потому что кто строит, тот… Не надо с больного…

Ольга Арсланова: Поняли вас, Мунир, спасибо.

Смотрите, у нас пишут: "Дороги – позиция, по которой удобнее всего воровать казенные средства". Ну, есть такое расхожее мнение, что это благоустройство и дороги, потому что обыватель не проверит, какого качества, по каким ГОСТам, долили или не долили эти сантиметры по краям.

Юрий Коваленко: Кстати, по поводу этих сантиметров по краям. Говорят, что нет водоотводов, траншей, и из-за этого можно дорогу укатывать хоть каждый год – она просто будет съезжать, ну, разъезжаться. На этом, получается, экономят?

Сергей Тен: Я еще раз хочу сказать, что, конечно, когда существует, скажем так, сговор между подрядной организацией и заказчиком, то это самое плохое, что может быть в процессе строительства автомобильной дороги.

То, что касается требований, которые существуют. Вот звонила из Красноярска женщина, она говорила, что от остановки дойти невозможно. На самом деле там должен быть тротуар. То есть пешеход идет по тротуару, а автомашина едет по автомобильной дороге, и между ними должен быть бордюр. Соответственно, если за бордюром начинается уже…

Ольга Арсланова: Песок.

Сергей Тен: …ну, земля, земляное полотно какое-то, то это нарушение технологии, потому что там должен быть тротуар и там должна быть пешеходная дорожка. Поэтому тут надо разбираться непосредственно, где это и что имеется в виду. Это в самом городе Красноярске? Может быть, это сельская дорога какая-то была. То есть тут надо понять просто, о чем в данной ситуации речь.

Юрий Коваленко: Поправьте меня, если я неправ. То есть пока мы не обращаем внимания на конкретную болевую точку, этой болевой точкой будут заниматься в последнюю очередь, латая какие-то дыры другие, да?

Сергей Тен: Нет, безусловно, в регионах существуют программы – где-то лучше, где-то хуже – по улучшению ситуации на дорожной сети. Конечно, многое зависит от непосредственных руководителей, то есть от губернаторов, от конкретного мэра, который город возглавляет. То есть если видит руководитель необходимость в том, чтобы лично контролировать ситуацию с дорогами, то тогда ситуация будет улучшаться.

Потому что, видите, если мы говорим про деньги, что денег недостаточно, например… Но ведь у нас не запрещает наше действующее законодательство дополнительно к этим деньгам, к "дорожным деньгам" – к транспортному налогу, к акцизу – добавлять еще средства из бюджета. Тогда, соответственно, темпы будут быстрее и ситуация будет улучшаться.

Опять-таки про мою родную Иркутскую область. Есть у нас город Черемхово. Власть, муниципальная власть, мэр города Черемхово видит необходимость в том, чтобы именно дорожную проблему решать как приоритетную проблему. И эта проблема решается. Там ситуация с дорогами гораздо лучше, чем в каком-либо соседнем городе, например, у нас в Иркутской области. Поэтому я еще раз повторю, что очень многое зависит от руководителя, очень многое.

Ольга Арсланова: Это если есть воля. А если, предположим, не повезло людям – у их руководителя нет такой воля, а есть воля к чему-то другому, то что могут сделать сами жители? Помните, по-моему, ОНФ запускал программу "убитых" дорог, где можно было пожаловаться. Но, честно говоря, результаты… Насколько они оправданы? И что еще можно сделать самим людям?

Сергей Тен: То, что касается деятельности Общероссийского народного фронта – да, совершенно верно. Мой коллега по Комитету транспорта и строительства Александр Васильев возглавляет направление в ОНФ "Дорожная инспекция", скажем так. То есть это общественный контроль за использованием бюджетных средств, за качеством дорожных работ. И я знаю, что они очень активно работают практически во всех регионах страны, много ездят и смотрят.

Ольга Арсланова: Ну, результат есть какой-то?

Сергей Тен: И мне кажется, очень важно, что эта тема озвучивается, в том числе и в средствах массовой информации, то есть привлекается к этой проблеме внимание. И так или иначе, я вам хочу сказать, что власть на это реагирует. Может быть, инерционно. Может быть, где-то это медленнее все происходит. Но если бы подобный общественный контроль и другие организации… Допустим, я в Иркутской области возглавляю партийный проект в рамках партийной работы. Я представляю партию "Единая Россия". И мы занимаемся… там у нас партийный проект "Безопасные дороги". То есть мы в том числе тоже занимаемся этим же вопросом, о чем мы с вами говорим – то, что делает ОНФ.

Ольга Арсланова: То есть к вам люди могут прийти, написать вам?

Сергей Тен: Да.

Ольга Арсланова: Прямо вам лично? И пожаловаться на тот или иной участок?

Сергей Тен: Да. В Иркутской области мы регулярно выезжаем.

Ольга Арсланова: Жители Иркутской области, внимание!

Сергей Тен: Меня многие в регионе знают. И мы достаточно часто непосредственно эту инспекцию проводим. Но мы стараемся в то же самое время работать системно. То есть, отзываясь на требования и на вопросы наших граждан, наших земляков, мы системно работаем и с подрядными организациями, учим в том числе и подрядчиков, как необходимо работать, улучшать качество содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог.

Юрий Коваленко: Водители очень часто говорят: "Если бы власть по этой дороге проехала, она бы наверняка ее починила". Ну, вы сейчас только что фактически ответили на этот вопрос. То есть как только человек из аппарата губернатора, из аппарата мэра проезжает по этой дороге – он приезжает и контролирует. И любой сговор подрядчика с субподрядчиком либо с кем-то еще, с заказчиком – он тут же аннулируется, потому что власть приехала, и она тут же сейчас будет контролировать. Почему бы действительно не организовывать такие регулярные рейды?

Ольга Арсланова: Куда-нибудь в глубинку, по сельским этим самым дорогам, на которые у нас очень многие жалуются.

Сергей Тен: 1,5 миллиона километров.

Ольга Арсланова: Так и чиновников у нас сколько! Один из самых больших составов в мире.

Сергей Тен: Чиновник чиновнику – рознь на самом деле. Тут, конечно, понимаете, мы все как пользователи автомобильных дорог… Я уверен, что вы, уважаемые ведущие, тоже и за рулем ездите, и прекрасно понимаете, что такое автомобильная дорога.

Юрий Коваленко: Более чем.

Сергей Тен: Но при этом для того, чтобы понять, как решить ту или иную проблему на дороге, все-таки я считаю, что должен проехать специалист, который понимает в дорожном строительстве, который понимает, чем, не знаю, дорога на вечной мерзлоте отличается от дороги в пустыне, какая ситуация у нас со всеми этими инертными материалами и так далее, и так далее.

Но при этом я еще раз говорю, что я постоянно с людьми общаюсь и полностью разделяю позицию человека, когда он говорит: "Да мне без разницы абсолютно, чья это дорога – региональная она, муниципальная она, межрайонная какая-то, федеральная и так далее. Вот я плачу налоги. И где мои дороги?" И я прекрасно это все понимаю. Но в то же самое время я как специалист, как профессионал понимаю, что нужно и как нужно делать, и сколько времени понадобится для того, чтобы эту проблему решить, конкретно вот этого человека, конкретно в этом месте.

Ольга Арсланова: Но вопросы мы все равно не перестанем задавать вместе с нашими зрителями.

Юрий Коваленко: На полчаса вас от этой работы отвлекли.

Ольга Арсланова: Спасибо. Сергей Тен, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, был у нас в гостях. Спасибо от наших зрителей.

Юрий Коваленко: Спасибо большое.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014