Шанс на развитие Байкальской территории
11 июля депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении проект федерального закона №387575-8 «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части обеспечения экологической безопасности и социально-экономического развития Байкальской природной территории. За этими цифрами и формулировками стоит важнейшая для всего Байкальского региона тема. Она касается приведения к разумному балансу требований экологического законодательства и необходимости развиваться регионам, находящимся вблизи Байкала, реализации социальных прав местных жителей. Важность этого вопроса была еще раз подчеркнута 6 июля в Иркутске во время выездной работы комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям.
Центральным мероприятием работы комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям в Иркутске стал круглый стол «Повышение эффективности управления публичной собственностью и совершенствование земельно-правовых отношений в Байкальском регионе». Круглый стол провел председатель комитета Сергей Гаврилов. Участие в мероприятии приняли губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, председатель Законодательного собрания региона Александр Ведерников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен и другие депутаты.
«Сегодня мы обсудили важнейшие вопросы развития Иркутской области. Нам удалось собрать за круглым столом всех отвечающих за комплексное развитие Байкальской природной территории. Главное для нас — благополучие жителей и экономическое развитие этой территории при соблюдении природоохранного законодательства», — анонсировал в начале заседания Сергей Гаврилов.
На круглом столе рассмотрели проблемные вопросы социально-экономического развития и реализации прав граждан в границах Байкальской природной территории, практику реализации законодательства в сфере имущественных отношений, законодательные инициативы по обеспечению прав граждан и развитию населенных пунктов Байкальского региона, реализацию госпрограммы «Национальная система пространственных данных» и другие вопросы.
Ключевой стала тема поправок в федеральное экологическое законодательство. «Муниципалитеты Иркутской области поддержали эту инициативу, так как она позволяет создавать достойные социальные условия для населения. Сегодня это во многом упирается в законодательство, не позволяющее обеспечивать граждан элементарными правами», — заметил Александр Ведерников.
Сергей Тен в свою очередь добавил — «проблематика касается не только Иркутской области, но и Бурятии, Забайкалья, так как все три региона находятся на байкальской природной территории». А Сергей Гаврилов призвал «консолидировать усилия, чтобы развеять искусственно созданную проблематику». «Люди поколениями, на протяжении сотни с лишним лет живут на этой территории, и только в последние 15 лет подвергаются дискриминации», — подчеркнул парламентарий.
Когда жизнь на берегу — не сказка
О конкретных примерах дискриминации граждан со стороны действующего закона рассказала уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова. В частности, в ходе ее работы с обращениями граждан, полученных от глав муниципальных образований Ольхонского района, выявлено, что жесткие ограничения, установленные природоохранным законодательством, в том числе по обороту земельных участков, а также осуществлению хозяйственной деятельности привело к невозможности реализации прав граждан по вопросам предоставления льготным категориям граждан, многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно, а также упрощенного оформления прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости в рамках «дачной» и «гаражной» амнистии.
«Наличие препятствий для реализации прав граждан на оформление в собственность земельных участков, объектов недвижимости, которые не зарегистрированы в Росреестре до принятия ФЗ-№94, что ограничивает право граждан свободно распоряжаться имуществом; препятствие к осуществлению экономической деятельности, в первую очередь в сельском хозяйстве (строительство объектов для отходов животноводства, скотомогильников). Кроме того, препятствие организации мест погребения в границах ЦЭЗ, строительству дорог и другие. Требования к проведению экологической экспертизы социальных объектов не позволяет в короткие сроки обеспечить строительство новых и реконструкцию действующих социальных объектов», — перечисляет проблемы уполномоченный по правам человека.
«Уже звучала правильная мысль о том, что природоохранная повестка должна быть увязана с необходимостью развития территории. Все эти вещи должны идти рука об руку, чтобы не нарушать права жителей. К сожалению, на практике пока ситуация обстоит иначе». Светлана Семенова приводит в пример отдаленный байкальский поселок Онгурен, образованный на берегу озера еще в 19 веке. Сейчас там проживает менее 400 человек. «На встрече со мной жители весьма эмоционально высказывали наболевшие вопросы — это и перебои с энергоснабжением, отсутствие постоянного транспортного сообщения. В поселке построены современные ФАП и школа, с теплыми туалетами, которыми никто не пользуется — вывоз отходов невозможен, а организовать какой-то иной вариант использования канализации не позволяет законодательство», — перечисляет острые вопросы Светлана Семенова.
С ее точки зрения, наиболее тяжелая тема — занятость местных жителей. Все люди отмечают, что наложенные на них законодательные ограничения не позволяют заниматься традиционными сферами жизнедеятельности — разведением крупного рогатого скота, растениеводством, рыболовством, да и возможности наладить сбыт продукции тоже нет.
«Люди на отдаленных территориях у Байкала находятся, по сути, в изоляции. Покидать землю своих предков они не желают, просят помочь в ослаблении экологической политики государства, установлении более справедливых, сбалансированных правил, чтобы работать и растить детей в благоприятных условиях», — резюмирует уполномоченный по правам человека.
Об изменениях — подробнее
Сергей Тен, один из инициаторов изменений законодательства, не скрывает, что подготовка к их принятию вызвала дискуссию как в стенах Госдумы, так и за ее пределами. И все же векторы движения наметились: «Мы на площадке профильных комитетов и Межфракционной группы «Байкал» сумели найти ключи и подходы, чтобы наконец-то развязать накопившийся клубок противоречий в отношении жизнедеятельности граждан и работы муниципалитетов на Байкальской природной территории, в том, что касается земельных, имущественных отношений, баланса экологии и экономики. Мы близки к консенсусу даже с ярыми противниками любых изменений законодательства о Байкале.
Большинство из вас участвовали в подготовке комплексного законопроекта, которым мы планируем разрешить наибольшую часть обозначенных выше проблем».
По словам депутата, редакция правок, предложенная Государственной Думе к рассмотрению в первом чтении (и в итоге принятая — ред.), предполагает решение проблемы строительства селезащитных сооружений в Слюдянском районе. Она также позволит построить очистные сооружения за пределами границ населенных пунктов, там, где это необходимо. Инициатива с точки зрения земельно-правовых отношений позволит решить вопросы строительства объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, организации и размещения захоронений граждан, установления самих границ населенных пунктов.
При этом, во избежание даже гипотетических злоупотреблений, в тексте законопроекта, в приложении к нему прописаны все населенные пункты, для которых требуется корректировка правового режима (это 41 населенный пункт в Бурятии и 21 населенный пункт в Иркутской области), все перечни объектов инфраструктуры, географических объектов, вплоть до координат на местности. Кроме того, прописаны дополнительные повышенные требования к компенсационным лесовосстановительным мероприятиям в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также дополнительные процедуры с точки зрения экологической экспертизы.
«Впервые, уважаемые коллеги, хочу отметить, мы вынесли все эти вопросы на прямое, глубокое и длительное обсуждение непосредственно председателя Государственной Думы Вячеслава Володина, еще более глубоко погрузили в содержание проблематики Байкала министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова. Редакция законопроекта согласована непосредственно с ними», — подчеркивает значимость проведенной и предстоящей еще работы Сергей Тен.
В настоящее время в адрес исполнительных и законодательных органов власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края направлены запросы с просьбой поддержать законопроект, и дать к нему предложения и замечания для того, чтобы учесть их при потенциальном прохождении инициативы во втором чтении.
Ко второму чтению должна быть учтена еще одна проблема, отмечает Сергей Тен: «Наш комитет по собственности, земельным и имущественным отношениям является соисполнителем еще по одной важной проблематике в рамках данного законопроекта — это оборот земельных участков в границах населенных пунктов. Сейчас в Иркутской области 5304 гражданина, а в Республике Бурятия 9045 граждан не имеют возможность оформить земельные участки в собственность. Мы комитетом будем настаивать на том, чтобы ко второму чтению вносить и принимать поправку, что в границах населенных пунктов в ЦЭЗ БПТ разрешается свободный оборот земли, ее купля-продажа среди граждан, оформление ее в частную собственность. Мы убеждены, что, независимо от того, кто находится на участке, любой землевладелец и землепользователь — собственник или арендатор, физическое, юридическое лицо или муниципалитет, — все они должны соблюдать единые правила хозяйствования на территории, включая все экологические нормативы, ограничения и запреты».
Александр Потапов