Эксперты: меры против авиадебоширов нуждаются в проработке
Важно не нарушить гражданских прав и минимизировать ошибки, считают специалисты
Госдума может рассмотреть законопроект о создании единого реестра неблагонадежных авиапассажиров, более известных как авиадебоширы. Предусматривающие это поправки к Воздушному кодексу РФ готовятся ко второму чтению, рассказал «Известиям» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен.
Тен отметил, что документ еще не обсуждался и заседания по нему пока не было, однако «позиция членов комитета — поддержать законопроект».
Группа парламентариев предлагала принять такие поправки еще в предыдущем созыве, Госдума приняла документ в первом чтении, а сейчас идет подготовка ко второму, уточнил депутат.
«Если человек совершает правонарушение на автомобильной дороге — информация о том, что он является нарушителем, остается в органах внутренних дел. По этой же логике можно говорить и об авиационном транспорте», — пояснил Тен.
В президентском совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства отказались от комментариев.
Дума принимает популистское решение, нарушающее гражданские права и не соответствующее мировой практике, считает гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта и член общественного совета при Росавиации Сергей Демиденко.
«Мировая практика такова: либо стюардесса снабжается шокером, либо на каждом рейсе присутствует комиссар. То есть речь идет о сочетании гражданских прав и строгих мер к нарушителям. Что касается комиссара, то надеюсь, что эту доплату к билету каждый пассажир способен сделать, понимая, что основные трудности возникают при взлете и посадке — в основном дебоширят в это время», — отметил эксперт.
Детальная проработка документа необходима, чтобы свести к нулю вероятность ошибки: в черный список не должен попасть законопослушный гражданин, уверен руководитель общественного совета при Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР и главред журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь.
«Всё должно быть четко регламентировано, чтобы можно было безошибочно квалифицировать то или иное действие», — отмечает эксперт.
Авиадебоширы рискуют не только собой, но и жизнью пассажиров и экипажа, а экипаж не наделен полномочиями по пресечению неадекватного поведения, поясняет Груздь, поэтому проблему могут решить не только черные списки, но и возможность применения специальных средств нейтрализации дебошира, например удерживающих устройств и пластиковых наручников.
Авиадебоширами, как правило, становятся люди под воздействием алкоголя, поэтому разумный учет и контроль проноса и упаковки алкогольных напитков могут стать еще одной мерой, помогающей предотвратить появление дебоширов, считает эксперт. Не менее эффективной, по мнению специалиста, может стать приравнивание распития спиртных напитков в самолете к распитию алкоголя в общественном месте с аналогичным наказанием.
Ответственность за дебоширство на борту воздушного судна стоит прописать и в Уголовном кодексе, не исключает гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев, также подчеркивая необходимость комплексных мер.
«Самолет — средство повышенной опасности, поэтому такие ограничения нужно вводить, это будет большой урок», — солидарен президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.