Платные дороги и новые методы

4 июня, 2014

ТРАНСПОРТНАЯ проблема для Новосибирска и Новосибирской области в последние годы, когда автомобилизация населения происходит почти «стахановскими» темпами, стоит особенно остро. Ежегодно принимаются все новые меры и методы для улучшения ситуации, однако в одиночку, без обмена опытом с другими регионами, справиться с проблемой для нашего региона будет ой как трудно. Поэтому если и не разрешить этот вопрос, то хотя бы наметить пути к его решению оказался призван международный транспортный форум «Транспорт «Сибири», который проходит до 31 мая в Новосибирском экспоцентре. Четыре дня, с 28 по 31 мая, ведущие специалисты и представители различных компаний транспортной отрасли обмениваются идеями, делятся опытом и докладывают о результатах проделанной работы, выискивая плюсы и минусы каждого метода. Многие из идей при правильном применении в дальнейшем вполне могут стать даже федеральными программами.
«От форума мы ждем прежде всего заинтересованного диалога, — отмечает врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий. — Диалога между профессионалами, которые организовывают транспортную отрасль в регионах, представителями Министерства транспорта и федеральных агентств. Есть возможность увидеть опыт других регионов и понять, что мы сами можем сделать на своей территории. Поэтому наши специалисты очень ответственно подготовились и работают на всех площадках форума и круглых столах. Например, на секции «Мостостроение» обсуждается строительство нашего третьего моста, в чем его уникальность. Самое главное — это обмен опытом и новыми технологиями».
Одной из наиболее обсуждаемых на форуме идей оказалось строительство платных дорог в рамках частно-государственного партнерства. В наших сибирских краях такая практика практически не распространена, а на территории европейской части России только-только делает первые шаги. Тем не менее уже сегодня звучат уверенные заявления, что проезд по пока даже не спроектированному четвертому «Центральному» мосту через Обь будет платным.
«Мы вплотную приступили к строительству ряда платных дорог в европейской части, — говорит заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Тен, — что же касается Сибири, то здесь нет такой интенсивности движения, чтобы можно было говорить о каких-то больших участках. Но отдельные элементы могут быть построены при помощи государственно-частного партнерства».
Главная же, по мнению Сергея Юрьевича, проблема, которая стоит на пути введения подобной системы в Сибири, — это слабая развитость имеющейся сети. По оценкам специалистов, привлекательной для инвесторов будет только та дорога, по которой проходит не меньше 30 тысяч машин в сутки, при этом водители всегда должны иметь альтернативу: ехать «с ветерком», но за деньги, либо толкаться в пробках, но бесплатно. В нашей области таких участков — единицы, вроде того же самого четвертого моста (который еще неизвестно когда будет построен), и они точно не тянут на «десятки и сотни километров», как того хотелось бы потенциальным инвесторам. Подходящие же по критериям отрезки (например, южное направление, где ежесуточный поток транспорта переваливает за 36 тысяч) зачастую не имеют альтернатив. Так что до строительства объездов и обходов ни о какой «платности» и речи быть не может.
Второй важный момент, касающийся областных дорог, связан с ограничением проезда большегрузного транспорта весом более 12 тонн. Конечно, в Новосибирской области и раньше существовало ежегодное ограничение для «тяжеловозов», вводимое каждую весну, однако теперь проблемой занялись на федеральном уровне. К тому же предлагаемые решения несколько отличаются от привычного нам «запретить и не пущать» как минимум, потому что предполагают «пущать», но за деньги.
«Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» сейчас активно занимается подготовкой концессии на 12-тонники, которые в совокупности причиняют более 60 процентов урона нашим дорогам, — подчеркивает Сергей Тен. — Несколько сотен подобных машин наносят дорожному полотну куда больше ущерба, чем, скажем, миллион легковых машин. Поэтому нам важен опыт Новосибирской области, поскольку новосибирцы активнее всего двигаются в проработке этого вопроса на региональном уровне. Это дополнительные средства, примерно 3,5 рубля за каждый пройденный машинами километр, которые могут поступить в бюджеты города и области, плюс возможность сохранить дороги. Основная трудность заключается в том, чтобы оснастить более 2 миллионов 12-тонников устройствами отслеживания передвижения, которые бы координировались с ГЛОНАСС-ом. Работать все будет по тому же принципу, что и у мобильной связи. Есть деньги — ты едешь, денег нет — не едешь либо используешь что-то вроде «звонка за счет собеседника», либо налагаются административные взыскания. При этом этот дополнительный сбор направлен именно в отношении бизнеса, поскольку такими машинами владеют не граждане, а частные предприятия. Что позволит нам не повышать транспортный налог, дабы не было ситуации, когда в акциз на самолетный керосин закладывается еще и сбор на дороги, которыми самолеты не пользуются. Вообще, во всем мире есть принцип: «пользователь платит», и в конечном счете мы должны прийти именно к такой системе, когда кто больше ездит по дорогам и, соответственно, больше платит, тот больше грузов и везет. Конечно, многое зависит и от самих водителей. Например, в Иркутске есть мост через реку Иркут, который собираются капитально ремонтировать. При этом по нему запрещен проезд машин весом более 17 тонн, но это не мешает ездить по нему нагруженным самосвалам, которые везут более 40 тонн».

Олег ДЕМЕНКО, «Новая Сибирь»

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014