Экономика Сибири, Дело принципа

5 июня, 2014

Будущее дорожной отрасли - за частными инвестициями и платными дорогами

В Новосибирске завершился третий международный форум "Транспорт Сибири". Его участники сошлись во мнении, что один из способов построить в стране хорошие дороги - развивать инфраструктуру на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Жалкие проценты

Дороги в Сибири - это не средство для передвижения, а первостепенный показатель инвестиционной привлекательности регионов, подчеркивают в Минтрансе РФ.

- Приоритетным направлением для Сибири становятся развитые логистистические схемы и транспортная инфраструктура, - отметил заместитель министра транспорта Валерий Окулов.

Эта задача не из легких. По словам зампредседателя комитета Госдумы РФ по транспорту Сергея Тена, за десять лет необходимо удвоить объемы ввода новых дорог и реконструкции старых.

- Нет сомнений, что в отношении федеральной сети она будет выполнена. Но у нас есть большие опасения, что с этой задачей не справятся регионы, - подчеркнул Тен.

Напомним, что, по планам, региональная сеть автодорог должна прирасти сорока тысячами километров. Однако субъекты заявляют о готовности построить максимум десять тысяч. Одна из причин - недостаточно "увесистые" дорожные фонды. Если в европейских странах на развитие дорожного хозяйства уходит три-пять процентов ВВП, то в нашей стране - чуть более процента. Так, объем финансирования дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области в этом году - 12,5 миллиарда рублей. Это всего несколько процентов от того, что необходимо.

Тонны на учет

Очень актуален вопрос сохранения дорог, которые сегодня фактически уничтожаются большегрузами.

- На финишную прямую выходит законопроект о введении платы за причиненный ущерб дорогам автомобильным транспортом массой свыше двенадцати тонн. Это, кстати, и есть пример ГЧП, который в свою схему включает обеспечение и контроль его выполнения, - подчеркнул Сергей Тен.

По его данным, в перспективе новый сбор принесет в федеральный дорожный фонд около пятидесяти миллиардов рублей. В Новосибирской области - до полутора. Кстати, ожидается, что сегодня на форуме "Технопром" будет подписано соглашение между Новосибирской областью и Федеральным дорожным агентством по созданию пилотной региональной системы взимания платы с грузовиков, которая будет взаимодействовать с федеральной.

Применение механизма ГЧП считает перспективным и врио губернатора региона Владимир Городецкий. По его словам, в ближайшее время по такому принципу планируется реализовать несколько проектов. Это строительство новых станций метрополитена, участка дороги от Новосибирска (кольцо на аэропорт Толмачево) до села Верх-Тула, а также четвертого автомобильного моста через реку Обь. Владимир Городецкий отметил, что проезд по этому мосту, действительно, будет платным. Эксперты поддержали такое решение, основанное, по их словам, на примерах других городов России.

- Схема ГЧП эффективна при строительстве крупных дорожных объектов, благодаря которым будут открыты новые возможности для территорий. Это позволяет реализовать их в кратчайшие сроки при единовременном дефиците бюджетных средств. Уже в несколько упрощенном варианте подобный опыт был применен на автодороге "Новосибирск - Камень-на-Оби", - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Константин Громенко.

Беззаконная отрасль

Зампредседателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике заксобрания Новосибирской области, председатель правления "Транспортного союза Сибири" Валерий Ильенко напомнил, что перевозчики добиваются принятия федерального закона о работе автотранспорта.

- Представьте: целая отрасль его не имеет. Мы приняли закон "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области", и он действует. Но вот в грузоперевозках очень сложная ситуация - посредникам уходит до половины денег, и этот рынок ничем не регулируется, - подчеркнул Ильенко.

По мнению первого заместителя председателя заксобрания Новосибирской области Сергея Титкова, важным является принятие закона о таксомоторных перевозках: необходимо создать такие условия, чтобы работать нелегально на этом рынке было невыгодно. Еще один актуальный вопрос, который затрагивает интересы многих автовладельцев, - принудительная эвакуация транспортных средств за неправильную парковку.

- Сегодня нормативные документы не позволяют отдать машину владельцу, если началась ее эвакуация. И главное наказание - не штраф, а то, что гражданину приходится почти полдня потратить, чтобы забрать свой автомобиль со штрафстоянки. То есть он нарушил правила дорожного движения, а его наказывают беготней по инстанциям. Считаю необходимым пересмотреть существующие правила так, чтобы граждане понимали: нарушать нельзя, но если допустил нарушение и при этом готов немедленно исправить свою ошибку, это можно сделать на месте, - сказал Сергей Титков.

комментарий

Иван Мороз

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области

Напомню: именно на предыдущих транспортных форумах принимались решения о дополнительном финансировании строительства в Новосибирске Северного объезда и третьего моста через реку Обь. И сегодня мы понимаем, что без поддержки федерального законодательства и бюджета стоящие перед регионами задачи развития транспортной отрасли не решить. Решения и рекомендации, принятые на форуме, мы направим в Минтранс РФ и Госдуму. 

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014