Дорожное покрытие

16 марта, 2015

Решение федерального правительства выделить сибирским регионам дополнительно восемь миллиардов руб­лей на развитие дорог — мера важная, но кардинально не решающая проблем территорий

5 марта Правительство РФ опубликовало постановление № 193, согласно которому в текущем году российские регионы дополнительно получат из федерального бюджета 69,3 млрд руб­лей на строительство дорог. Федеральная поддержка призвана помочь регионам выполнить поручение трехлетней давности президента Владимира Путина удвоить объемы строительства и реконструкции дорог к 2022 году. К этому времени должно быть построено и реконструировано около 50 тыс. км магистралей. Для выполнения этой задачи регионам нужно дополнительно по 100 млрд руб­лей в год.

Дополнительные средства федерация распределит между регионами по двум направлениям. Первое — крупные и особо важные для социально-экономического развития страны проекты, реализуемые в рамках регио­нальных дорожных программ. По этому направлению федеральные деньги в Сибири получит только Красноярский край (383,8 млн руб­лей). Общая же сумма бюджетных вливаний на всю страну — 13,8 млрд руб­лей. Второй блок — софинансирование развития и увеличения пропускной способности регио­нальных и местных автомобильных дорог общего пользования. На эти цели предполагается направить 55,4 млрд руб­лей. Размер государственной поддержки конкретным регионам зависит от распределения доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Больше всего средств получат Москва (3,4 млрд руб­лей) и Московская область (3,6 млрд). В Сибири в этом году счастливчиками стали Красноярский край (1,46 млрд руб­лей), Новосибирская область (1,16 млрд руб­лей) и Алтайский край (1,27 млрд руб­лей).

Выделение Москвой дополнительных миллиардов на строительство регио­нальных дорог — ежегодная практика. Меняется только размер трансфертов. В 2014 году общий объем софинансирования из федерального бюджета составил 55,5 млрд руб­лей. Например, Новосибирская область в прошлом году получила трансферт в один миллиард руб­лей на завершение строительства третьего моста через Обь. Однако в условиях экономического кризиса федеральная поддержка выглядит как важный стимулирующий экономику инструмент.

Много и мало

Новость о дополнительном финансировании строительства дорог власти сибирских регионов восприняли с большим оптимизмом. «Полученный Красноярским краем федеральный трансферт в размере 1,8 миллиардов руб­лей является замещением выпадающих доходов от акцизов. В прошлом году по этой причине все субъекты при формировании бюджетов дорожных фондов недополучили значительные средства. В начале этого года край получил от федерации на дорожное хозяйство более 500 миллионов руб­лей», — заявили в Минтрансе Красноярского края.

Впрочем, решение извечной русской проблемы дается сибирским регионам с большим трудом, темпы дорожного строительства, кажется, безнадежно отстают от потребительского спроса и потребностей экономики. «Уровень автомобилизации населения за последние шесть лет увеличился в полтора раза, при этом темпы строительства сохраняются на уровне начала 2000-х годов, — объясняет бывший председатель правления иркутской группы компаний «Труд», а ныне заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Тен. — Межремонтный срок сегодня составляет порядка 50 лет. С момента возврата дорожных фондов, в 2011 году, ситуация с финансированием стала исправляться. Однако повсеместно наблюдается несоблюдение намеченных объемов финансирования. Только за 2014 год регио­нальные дорожные фонды субъектов недополучили от планируемых 83,5 миллиардов руб­лей, в 2013 году эта цифра составила 50 миллиардов руб­лей». По мнению Тена, регио­нальное финансирование необходимо увеличивать минимум вдвое.

Тем не менее, в процентном соотношении к ранее предусмотренным средствам на развитие автомобильных дорог новый трансферт из федерального бюджета выглядит достойной помощью регионам. «Размер дорожного фонда Иркутской области, без учета трансфертов и субсидий из федерального бюджета, на 2015 год планируется в размере 4,8 миллиардов руб­лей. Поэтому 916 миллионов руб­лей дополнительных средств — это порядка 19%, помощь существенная», — констатирует Сергей Тен. По его словам, сегодня в Иркутской области отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского и Бодайбинского районов с регио­нальными дорогами и с областным центром. А на автомобильных дорогах «Киренск–Казачинское», «Тайшет–Чунский–Братск», «Жигалово–Казачинское» и «Бодайбо–Мама» существуют грунтовые разрывы. Федеральные деньги потребует и реконструкция автомобильной дороги «Иркутск–Листвянка», связывающей областной центр с главным туристическим центром региона. За счет межбюджетных трансфертов в 2015 году власти Иркутской области планируют построить 23 км автомобильных дорог и начать строительство участков протяженностью 18 км с вводом в 2016 году.

«В начале января Томская область получила трансферт в 126 миллионов руб­лей. Вместе с новой суммой в более чем в 355 миллионов мы получаем 481,7 миллиона руб­лей, которые пойдут на достижение целевых показателей регио­нальных программ в сфере дорожного хозяйства, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог», — в свою очередь говорит заместитель губернатора Томской области по промышленной политике Леонид Резников. Среди проектов, которые Томская область с федеральной помощью намерена реализовать в 2015 году, — строительство моста через реку Чачамга в Верхнекетском районе и реконструкция дороги «Могильный Мыс — Парабель — Каргасок».

Даже мизерные на общем фоне 123,1 млн руб­лей, которые Москва выделила Республике Тыва — для этого восточносибирского региона цифры вполне приличные. Это 15,3% от общего объема средств, запланированных Дорожным фондом республики на 2015 год. Правда, нужно иметь в виду, что Тува — один из шести регионов России, которые до сих пор не имеют железнодорожного сообщения с остальной страной. При этом с соседними регионами республику связывает только одна автомагистраль — федеральная трасса М-54. «Общая протяженность автомобильных дорог Тувы составляет 4,8 тысячи километров. По этому показателю регион занимает 12 место в СФО. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет по республике 18 километров на тысячу квадратных километров территории. Это 10 место в СФО и 67 место среди регионов России», — сообщили журналу «Эксперт-Сибирь» в Министерстве дорожно-транспортного комплекса РТ. Сегодня два районных центра (села Кунгуртуг и Тоора-Хем), а также 11 поселений не имеют устойчивой автодорожной связи с респуб­ликанским центром. По оценке специалистов Министерства дорожно-транспортного комплекса республики, на 123,1 млн руб­лей в Туве можно построить 7,7 км автодорог III категории с твердым покрытием или реконструировать 11,2 км автомагистрали.

«Вы спрашиваете меня, где в Новосибирской области необходимо в первую очередь реконструировать автодороги? Не сильно ошибусь, если скажу: «Везде! В каждом районе нашего родного региона», — восклицает председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Федор Николаев. По его словам, в первую очередь регион нуждается в строительстве автомобильной дороги «М-51–Коченево» в Коченевском районе, развязке на улице Петухова в Новосибирске (уже достраивается), расширении Мочищенского шоссе, возведение тоннеля под железнодорожным мостом автодороги «Барышево–Орловка–Кольцово» (его строительство также уже ведется). В существующих экономических условиях Николаев считает целесообразным строить в сельской местности автодороги IV и V технической категории. «Но только в твердом покрытии. Если в Новосибирске остро стоит проблема пробок и пропускной способности, то в сельской местности — это вопросы практической возможности проехать из точки A в точку B», — с грустью замечает депутат новосибирского заксобрания.

Деловой подход

Удвоение регионами объемов строительства автодорог к 2022 году — амбициозная и трудновыполнимая на практике задача. Без дополнительных вливаний из федерального бюджета выполнить ее нереально. «Если говорить только об удвоении объемов строительства автодорог, то с учетом возможностей существующих технологий строительства Туве потребуется не менее 3,5 миллиардов руб­лей. Но чтобы увеличить обеспеченность автодорогами до среднероссийских нормативов, причем на современном уровне, инвестиции должны быть в разы больше», — комментируют в Министерстве дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва. А вот Красноярскому краю нужны куда большие вливания. Для удвоения объемов строительства автодорог в соответствии с президентским указом региону необходимо ежегодно направлять на дорожное строительство не менее пяти миллиардов руб­лей.

Впрочем, сибирские территории с успехом привлекают частный бизнес к решению проблем автодорожного сообщения. В 2013–2014 годах в Туве с участием горнодобывающих компаний построена дорога с грунтовым покрытием протяженностью 15 км для перенаправления большегрузного транспорта в обход Кызыла. По этой дороге везется уголь с Каа-Хемского разреза (в пользовании ТГРК — структуры En+ Group Олега Дерипаски), концентраты — с месторождений полиметаллов (осваивается дочерней компанией китайской горнодобывающей корпорации Zijin Mining Group Co Ltd.) и так далее. Китайцы также обслуживают часть дороги регио­нального значения «Кызыл–Тоора-Хем», которая построена в постсоветское время и открыла доступ в таежный район республики — Тоджу. По инициативе главы республики Шолбана Кара-оолав 2012 году власти Тувы впервые передали две регио­нальные дороги в концессию частным компаниям — в частности, подконтрольному «Евразу» консорциуму «Тувинские дороги» на условиях повышения их категорийности и текущего обслуживания. Общая протяженность переданных в концессию участков автодорог — 530 км. По сути, это основная автомобильная артерия Тувы, которая проходит по территориям семи крупных районов республики. Стоимость соглашения — около семи миллиардов руб­лей. Перспективы дорожного строительства в Туве эксперты связывают с использованием пограничного положения респуб­лики — реализацией проектов, направленных на создание трансграничного транспортного коридора в сторону Монголии и Китая. Также обсуждается возможность строительства автомобильной дороги, связывающей Республику Тыва с федеральной автомагистралью М-52 «Чуйский тракт».

Удачно зарекомендовал себя и опыт государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства в Алтайском крае. В равных пропорциях ремонт важнейшей для региона автодороги «Змеиногорск–Рубцовск–Волчиха–Михайловское–Ключи–Кулунда–Бурла — граница Новосибирской области» финансируют Алтайский край, компании «УГМК-Холдинг» и «Сибирь-Полиметаллы». Общая протяженность пути — 488 км, стоимость проекта составила 1,8 миллиарда руб­лей.

Но, конечно, для кардинального решения дорожного вопроса никаким регионам не обойтись без федеральной поддержки.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014