«Я плачу налоги, где мои дороги?»

4 Декабря, 2019

Эту расхожую фразу вспомнили в начале разговора участники организованного еженедельником «Аргументы недели» Экспертного совета, посвященного теме комфортных и безопасных дорог. Как говорила еще Маргарет Тэтчер, по сути, не бывает никаких «государственных» — муниципальных, областных, федеральных — денег. Они не берутся из ниоткуда, из некого абстрактного источника. Люди в стране платят налоги, топливные акцизы, а затем, в том числе через систему дорожных фондов, эти средства поступают на финансирование ремонтов, реконструкций и строительства — от федеральных магистралей до сельских дорог. Вполне закономерно, что люди хотят знать, как выстроены приоритеты, на что именно и насколько эффективно расходуются деньги.
Надо сказать, что большой объем работ сегодня ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», куда вошли 83 субъекта РФ. В числе его ключевых целей — улучшение состояния региональных и муниципальных трасс, снижение уровня аварийности, смертности в результате ДТП, а также уменьшение доли дорог, работающих в режиме перегрузки. Этот проект и оказался в центре внимания дискуссии. Ключевыми спикерами Экспертного совета ожидаемо стали депутат Государственной думы, член комитета ГД РФ по транспорту и строительству, куратор федерального проекта ВПП «Единая Россия» «Безопасные дороги» в Иркутской области Сергей Тен и Сергей Сингатулин — как заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», представляющий структуру с наставнической функцией в дорожном нацпроекте. К дискуссии также подключились представители муниципальных властей, проектных организаций, подрядчики и производители материалов для дорожного строительства.

Открывая разговор, Сергей Тен поблагодарил коллег, проявивших готовность открыто обсудить, какая работа проведена и что делается сегодня, а также предложить решения, позволяющие всем вместе значительно «усилиться» в части реализации большой и важной задачи. Именно прозрачность действий, их координацию с общественностью депутат назвал значимым фактором успеха любого нацпроекта. Да, на сегодняшний день есть положительные результаты — более 240 км региональных и 61 км местных дорог отремонтировали в текущем году в Иркутской области. Но регион совершенно точно может проявить себя еще эффективней.

Сколько точно, в объектах

Как сообщил Сергей Сингатулин, в рамках поручения Федерального дорожного агентства о наставничестве в субъектах РФ Упрдор «Прибайкалье» с 2017 года принимает участие в проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: для муниципальных заказчиков работ выступает помощником при реализации нацпроекта, осуществляет мониторинг объектов в городах Иркутске, Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Шелехове, а также на региональных дорогах Иркутской области.

Представитель Упрдор «Прибайкалье» привел цифры, иллюстрирующие существенные объемы работ. Всего в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» в 2019 году предусмотрено 110 объектов дорожного хозяйства, из них 91 — с завершением работ в 2019 году, 19 — переходящие на последующие годы. В настоящее время из 110 объектов контракты заключены на 109 объектах (99,1%), работы закончены на 75 объектах, на оставшихся объектах ведутся работы по обустройству и подготовке к сдаче. «Несомненно, этот факт можно выделить как один из положительных в работе проектного офиса Иркутской области», — считает Сергей Сингатулин. При этом он обратил внимание на то, что на одном объекте контракт не заключен. Это строительство дороги по ул. Возрождения в Братске. За счет субсидии из областного бюджета реализация планировалась в 2019-2021 годах. Электронный аукцион не состоялся трижды в связи с низкой стоимостью строительства, в настоящее время внесены изменения в сметную документацию, находятся на государственной экспертизе. Принято решение в рамках внесения изменений в региональный проект «Дорожная сеть» перенести начало реализации объекта на 2020 год.
Как известно, в Иркутской области было образовано сразу три агломерации, в которые вошли города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и Братск. Там и ведутся работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сергей Тен со своей стороны в очередной раз озвучил предложение расширить охват территории: «Необходимо, чтобы Черемхово также входило в нацпроект «БКАД», который рассчитан до 2024 года. К этому времени будет закончено строительство автодороги в обход города Усолье-Сибирское и поселка Тельма. И город Черемхово, который расположен в непосредственной близости, стал бы продолжением участка, где принят значительный комплекс мер, способствующих приведению дорог в нормативное состояние».

Работа над ошибками

Подробно участники экспертного совета остановились на вопросах соблюдения технологий и качества выполняемых подрядчиками работ.

Специалисты ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», по словам Сергея Сингатулина, регулярно совместно с муниципальными представителями выезжают на объекты контроля, проводят лабораторный анализ качества асфальтобетонного покрытия, доводят до заказчика сведения о каких-либо замечаниях и содействуют их своевременному устранению. Кроме того, сотрудниками управления проведены проверки асфальтобетонных заводов, участвующих в реализации нацпроекта. Все выявленные замечания были доведены до ответственных лиц.

В частности, в мае-ноябре 2019 года члены рабочей группы совместно с представителями администрации и правительства Иркутской области произвели 165 выездов на объекты контроля Иркутской, Ангарской, Братской агломераций. Обследовано 76 объектов (83,5%), отобрано 89 проб. Из них 33 пробы (36%) не соответствуют по уплотнению, физико-механическим свойствам или толщине. Выявлено 215 замечаний, из них 130 (60,5%) устранено.

«Большое количество не устраненных замечаний — в городе Иркутске, в частности на участке по улице Карла Маркса, — обратил внимание Сергей Сингатулин. — Также хотелось бы отметить, что из-за недостаточной подготовки инженерно-технического состава подрядных организаций зачастую происходят нарушения технологии производства работ, что напрямую влияет на качество выполненных работ по объекту. Из-за этого большое количество объемов переделывается после проезда кураторов. Рабочие, находящиеся на объектах, в большинстве случаев находятся без специализированной одежды и имеют ненадлежащий вид. Ограждение мест производства работ производится с систематическими нарушениями».

Исполнение гарантийных обязательств подрядчиками на объектах проекта «Безопасные и качественные дороги» 2017-2018 годов находится на низком уровне, констатирует Упрдор и рекомендует муниципалитетам «более плотно взаимодействовать с подрядчиком» для их устранения.

Также Серей Сингатулин напомнил, что городские чиновники должны вносить информацию о замечаниях и их устранении в систему оперативного управления Росавтодора «Эталон». Однако зачастую делают это с систематическими задержками до 1 месяца: «После каждого выезда на объекты контроля работников ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» в адрес муниципальных образований и регионального заказчика направляются замечания в письменной форме, и в системе «Эталон» они дублируются. С начала дорожного строительного сезона-2019 было направлено 33 письма по 215 выявленным замечаниям».
Дороги — больше, чем асфальт

Сошлись участники дискуссии еще в одном мнении: проектная составляющая дорожных работ, мягко говоря, «хромает». Об этом с сожалением упомянула Людмила Суслова, генеральный директор многопрофильной компании «ИНДОР». Опытных коллег поддержал и Сергей Тен, заметив при этом, что вывести реализацию нацпроекта на более высокий, продуманный и комплексный уровень мешает отсутствие единого координатора в структуре областного правительства: «В регионе есть министерство строительства, дорожного хозяйства. А вопросы транспорта находятся в ведении другой структуры — министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, которому все перечисленные, отнюдь непростые сферы, нужно разом охватить. Это говорит о том, что в регионе недооценивают важность ситуации с дорогами, значимость этого фактора в повседневной жизни людей. Да, нужны общественные пространства в городах, площади, скверы. Важны школы и детские сады, больницы, доступное жилье. Но если выстраивать все последовательно, в соответствии с грамотной градостроительной политикой, то в первую очередь идут дороги и коммуникации, а потом на эту базовую инфраструктуру «нанизываются» другие объекты».

Говоря о градостроительной политике, Сергей Тен констатировал: с тех пор как «Иркутскгипродорнии» утратил функцию системообразующего проектного института Восточной Сибири и Дальнего Востока, на этом пространстве никто не подхватил задачу подобной структуры — с интеллектуальным потенциалом, способным выработать четкую транспортную стратегию, в частности стратегию для столицы Приангарья. «Да, безусловно, национальные проекты способствуют значимым положительным изменениям в дорожном хозяйстве. Но что мы видим? Стояли в пробках, когда были ямы. Теперь мы стоим в пробках на хорошем асфальте», — с этим высказыванием депутата не поспоришь.

Но хорошие дороги — это не только асфальт. В том же в национальном проекте значительное внимание уделяется и такому вопросу, как внедрение интеллектуальных транспортных систем. А кто в регионе серьезно и глубоко занимается этим вопросом?

Эксперты не раз обращали внимание, что сегодня нужно приложить максимум усилий, чтобы в Иркутской области появилась комплексная система безопасности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Есть смысл создать Центр организации дорожного движения в Иркутске, и это прерогатива городской администрации. Такие центры существуют во многих регионах, например у наших соседей в Красноярске и Новосибирске. И, как показывает практика, работа таких систем позволяет существенно изменить ситуацию со смертностью и травматизмом, сохранить тысячи жизней.

За круглым столом во время Экспертного совета Сергей Тен еще раз вернулся к этой мысли — не нужно нам изобретать велосипед, важно использовать опыт других городов, других регионов, где процессы уже отлажены. Тогда мы, вероятно, перестанем с завистью рассказывать, «как там у них», и ругать, «как тут у нас».

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 Декабря, 2019

А можно в объезд?

4 Октября, 2018

В шаге от новой эры

29 Января, 2018

«Правильные» шины

21 Октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 Февраля, 2016

Частный случай

19 Февраля, 2016

Новая пятилетка

17 Декабря, 2015

Нити добра

17 Декабря, 2015

Дорожный штурм

18 Августа, 2015

Экспертное мнение

27 Октября, 2014

Дорожная карта

6 Октября, 2014

Опасная резина

20 Марта, 2014