Программа капремонта в Иркутской области - на грани провала
Иркутская область, 29.11.17 (ИА «Телеинформ»), - Региональная программа капремонта многоквартирных домов в Иркутской области по итогам этого года почти провалена. Причем, это признали как депутаты Заксобрания, так и представители регправительства – непосредственные ее исполнители. Вопрос разбирался 29 ноября на сессии ЗС.
Как сообщила первый замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Наталья Сдобнова, в этом году по программе необходимо было отремонтировать 341 дом, однако, уже сейчас очевидно, что будет сделано на треть меньше. При этом, к слову, на счетах регионального Фонда капитального ремонта – более 4 млрд рублей, собранных с собственников многоквартирных домов. Средства лежат без движения и профит из этого извлекают только банки. «Суммы, которые поступают на счета регионального оператора, требуют увеличения объемов капитального ремонта», - осторожно признала замминистра.
Для справки:
В 2017 году на ремонт 341 дома заложено 1 млрд 211 млн рублей.
В 2015 году в Иркутской области было отремонтировано 95 домов (на 335 млн. рублей).
В 2016 году – 143 дома (837 млн. рублей).
Всего в регпрограмму капремонта до 2043 года включены 14 тысяч 785 многоквартирных домов.
На 2018-й в планах - отремонтировать 697 домов (на сумму 4,4 млрд рублей). Однако, как этого достичь, в областном МинЖКХ пока не знают (учитывая, что в этом году не удалось осилить объемы вдвое меньшие).
На 2019 году планируется отремонтировать еще 647 домов, что тоже пока выглядит недостижимой мечтой.
- Есть риск неисполнения планов по капремонту в этом году, - сообщила Наталья Сдобнова. – На сегодня из 341 дома, включенного в план года, на сто процентов выполнены работы в 98-и. Еще в 124 домах готовность составляет 80-90%, ведется устранение недоделок. В целом до конца года планируется отремонтировать 321 дом. Еще на 20-ти ремонт не будет выполнен: 10 из них признаны аварийными (а значит - исключены из программы капремонта), в 5 домах собственники отказались от предложенного вида ремонта, два дома решили перейти на спецсчет.
Причины отставания в МинЖКХ называют разные - как объективные, так и субъективные. К объективным Сдобнова отнесла то, что собственники не готовы пустить в свои квартиры ремонтников, а без этого откапиталить внутридомовые системы газоснабжения невозможно. Другая причина недопуска – то, что граждане вообще отказываются от газа и переходят на электроплиты. А частично ремонтировать в доме газосистему нельзя.
Не хватает в регионе и подрядных организаций для разработки проектно-сметной документации (ПСД) на капремонты. В реестре квалифицированных подрядчиков всего 17 фирм, причем, три включены буквально на днях. Эти организации уже набрали подрядов и не желают увеличивать нагрузку.
Региональный Фонд капремонта в 2017 году объявил 133 аукциона для разработки ПСД на общую сумму 1 млрд 300 млн. рублей. Но далеко не все торги состоялись. Аукционы объявляли повторно, некоторые – по пять раз.
- Крупные проектные организации не хотят участвовать в этих аукционах – для них слишком маленькие объемы, а процедура выполнения заказа - длительная и хлопотная, поскольку в ней задействованы собственники, - пояснила замминистра.
Также Наталья Сдобнова сообщила, что есть и субъективные, точнее, организационные причины отставания, чему виной – руководство регионального Фонда капремонта. Так, по ее словам, к принятому этой весной плану по замене лифтов в 187 домах так и не приступили. Аукционы для привлечения подрядчиков не проводятся. В августе торги сначала объявили, однако, в сентябре их отменило само руководство регионального Фонда. После этого никаких движений в этом направлении не наблюдалось.
- Не исполнены распоряжения министерства по проведению опережающих капремонтов. Например, по ремонту кровель в Ангарске пытались прорабатывать тему, но так ничего и не было сделано, - посетовала Сдобнова и сообщила, что министерство будет рассматривать вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на руководителя регионального Фонда капремонта.
- Министерство, как учредитель Фонда, в полной мере обеспечивает его финансово-хозяйственную деятельность. Фактическая численность сотрудников регфонда с 2014 года выросла с 41 до 73 человек. Этого достаточно для исполнения полномочий, - уточнила замминистра.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин затронул тему, о которой говорит все три года действия программы. Речь о том, что в нее попало много домов настолько ветхих и аварийных, что никакому ремонту они не подлежат. Между тем, с жильцов продолжают брать взносы в Фонд. К слову, собираемость взносов в Иркутской области относительно неплохая и в этом году составляет 64%.
- На 1 января 2017 года по данным БТИ в регионе значилось 1200 аварийных домов. Сейчас вы говорите, что 966 домов будут исключены из программы капремонта. Какой предусмотрен механизм возврата денег тем, кто оплатил капремонт, а фактически проживает в аварийном жилье? - поинтересовался Лукин.
Руководитель фонда капремонта Денис Быков призвал не скрывать правду и признаться, что такого механизма нет, и денег людям никто не вернет – таково федеральное законодательство.
Спикер ЗС Сергей Брилка констатировал, что программа капремонта в регионе реализуется неудовлетворительно - по темпам, по срокам, по объемам:
- Мы обсуждали эту проблему с председателем регионального правительства, совсем недавно. В этом году отстаем на треть, а ведь в будущем году в два раза больший объем ремонта запланирован.
Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов напомнил, что его ведомство неоднократно реагировало на жалобы по этим проблемам и обращалось и в Фонд, и в МинЖКХ:
- К сожалению, судя по докладу – нет конкретного плана реализации мероприятий для выполнения поставленных задач. И у меня просьба по результатам сегодняшнего обсуждения направить нам решение (сессии ЗС, - прим.ред.) – чтобы мы могли провести проверку. МинЖКХ нам обещало учесть замечания. Пришло время посмотреть, как это исполнено – по пунктам.
Слово взял и руководитель Фонда капремонта Денис Быков, который сообщил о многочисленных препятствиях, не дающих исполнить программу. Прежде всего - о картельном сговоре между подрядчиками.
- Я вынужден сказать – подрядные организации, к сожалению, создают картельные вещи, - заявил Денис Быков. - Когда две-три-четыре компании, по сути, забирают все объемы. Нажимают кнопку, «падают» на торгах и забирают все. Я публично заявлял и буду заявлять, что все нами выявленные факты картельных сговоров относительно подрядных организаций мы будем незамедлительно передавать в правоохранительные органы и опубличивать. Потому что, я считаю, это неправильно - когда у нас в территориях есть небольшие подрядные организации и их поглощают более крупные, не дают им развиваться и нормально выходить на торги. К примеру, в городе Ангарске были такие факты.
Он отчитался также по цифрам: на счетах Фонда сейчас находится 4 млрд 104 млн. рублей. В том числе, 5 млн. – это софинансирование из областного бюджета, 181,8 млн. – это проценты (от 3 до 4% ), полученные от вложения средств фонда в различных банках. Из заложенной на этот год суммы в 1,3 млрд рублей оплачено за проведенные работы с учетом авансирования полмиллиарда рублей. Идет претензионная работа с подрядными организациями. Из 7 миллионов с недобросовестных подрядчиков удалось взыскать 3 млн. рублей штрафов.
Также Быков подтвердил - имеется большой объем аварийных зданий, которые оказались включенными в программу капремонта.
- Фактически за год более 1 тысячи домов уходит из программы. Но деньги (взносы на капремонт, - прим.ред.) людям не вернутся. Они уйдут на снос жилья – либо муниципалитетам, либо подрядным организациям, которые этим будут заниматься, - сообщил руководитель Фонда.
Депутат Госдумы Сергей Тен, присутствующий на сессии, критически прокомментировал выступление руководителя Фонда:
- Мы наблюдаем классическую подмену понятий. Нами манипулируют. Задается один вопрос – нам отвечают о другом. А налицо то, что министерство не справляется, не справляется и Фонд капремонта. Впечатление очень тягостное. В следующем году выборы в Законодательное собрание и вы, депутаты, будете отвечать за это все перед избирателями. А коллег из министерства выбирает губернатор, и они отвечают перед ним, а не контактируют с недовольными гражданами.
Сергей Тен считает, что в этой ситуации необходимо усиливать парламентский контроль и активизировать работу профильных комитетов:
- Надо публично эту тему поднимать. Законный вопрос: как 600-700 домов в год ремонтировать, если и половины в 2017 году не выполнили. И плана решения проблемы нет. 4 миллиарда на счетах – огромные деньги. Фонд отчитывается, что на 7 млн иски в судах предъявил и даже 3 млн выспорил у подрядчиков. Да это же копейки при миллиардных объемах!
Сергей Тен призвал коллег из ЗС к совместной работе по данной ситуации – с тем, чтобы общими усилиями находить законодательные решения и выносить инициативы на уровень Госдумы, подключать муниципалитеты.
Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко напомнила, что вопрос по исполнению программы капремонта стоит на контроле ее комитета - регправительство отчитывается каждый квартал.
- Но все мы должны понимать: ответственность за исполнение этой программы целиком лежит на правительстве области в лице министерства жилищной политики. Все мы помним, как долго пришлось убеждать собственников в том, что надо платить за капремонт. Предусмотрели пени, штрафы, санкции. И в результате только банки у нас имеют плюсы от этой программы в виде 4 млрд на счетах. А собственники не получают ничего, - констатировала руководитель профильного комитета.
Ольга Носенко напомнила, что федеральный центр выступил с рекомендациями расходовать средства фонда так, чтобы на начало года на счетах было ноль рублей.
- Все должно быть израсходовано на капремонты. Мы ежегодно по 2 млрд с собственников собираем. Ремонт 300-400 домов в год – это "ни о чем". Программа не выполняется. Мы на 2 тысячи домов отстаем. Собственники платят регулярно (собираемость почти 70% – это очень неплохо), а ремонтов нет, - констатировала Носенко.
Профильный комитет предложил подумать над формами участия органов местного самоуправления в проведении капремонтов. Кроме того, рассмотреть вопрос о внесении изменений в областной закон №167 – чтобы пресечь включение в программу капремонта аварийных домов, износ которых достигает 70% и больше.
Сергей Брилка, подводя итог, резюмировал, что имеется три больных темы, которые необходимо отрабатывать с регправительством:
- Мы отстаем с проектирование, с ремонтом и у нас есть проблема картельного сговора. Думаю, мы вместе с правительством должны ответить на эти вопросы и двинуть программу очень серьезно.
В целом же депутаты признали работу регионального Фонда капремонта неудовлетворительной.