Новые дороги, развязки, магистрали: какие проекты реализуются в Иркутской области

26 июня, 2019

Депутат Госдумы Сергей Тен рассказал, насколько эффективен национальный проект «Безопасные и качественные дороги»
Иркутская область активно вовлечена в приоритетный нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По последней информации правительства региона, на 42 объектах (всего в плане 109) дорожники уже приступили к работам. Предстоит отремонтировать дороги, обустроить их пешеходными переходами или светофорами, реконструировать аварийные участки. Словом, привести к современным требованиям безопасности. Сергей Тен, депутат Госдумы РФ, почетный дорожник России, рассказал о том, как реализуются проекты в транспортной сфере Иркутской области.

- Сергей Юрьевич, сегодня к национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» особо пристальный интерес как на федеральном, так и на региональном уровне. Так ведь?

- Да, основная расходная часть майских указов президента – это модернизация и создание новой инфраструктуры. Реализация в России идет по двум проектам - «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры». Еще один большой блок - «Экология». На эти направления в общей сложности будет направлено практически 55% бюджетных и внебюджетных средств. Речь идет о более 11 трлн рублей.
Что касается Иркутской области, то здесь проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется третий год. Наш регион единственный в стране, где в нацпроект удалось включить три агломерации: Иркутскую (Иркутск и Шелехов), Ангарскую (Ангарск и Усолье-Сибирское) и Братскую (Братск и Братский район).

- В чем суть этих двух масштабных проектов?

- Вопрос эффективности реализации нацпроектов стоит на первом месте. Поэтому «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - это не только выделение федеральных субсидий на ремонт городских и муниципальных дорог, но еще и ужесточение контроля со стороны Федерации за использованием этих средств. В частности, в Приангарье недавно контроль работы подрядчиков вошел в обязанности Упрдор «Прибайкалье». Также сейчас регионы должны проводить диагностику автомобильных дорог, без которой трудно проконтролировать их качество в течение гарантийных сроков. А это уже мониторинг, база знаний, опыт. Мы ожидаем, что качество ремонта и строительства дорог улучшится, а сроки и объемы финансирования будут соблюдаться.

А комплексный план мы, транспортники, называем тринадцатым нацпроектом. В его рамках выделяются средства на модернизацию аэропортов – в нашем регионе это Бодайбо и Братск. Удалось добиться включения в план строительства глубокого обхода Усолья-Сибирского - моя команда занималась этим вопросом 7 лет.

- С региональными и муниципальными дорогами ситуация остается сложной. Согласны?

- Ситуация постепенно, но меняется. Иркутская область получит в 2019 году дополнительно на дорожную программу 300 млн рублей. Идет соответствующая подготовка поправок в закон о бюджете. Есть решение неиспользованный резерв федерального дорожного фонда также направить на развитие региональной сети.

Другое дело, что сегодня уровень подготовки специалистов в регионах значительно отстает от требований рынка. Ощущается дефицит кадров. Важную роль играет и возможность повышения квалификации специалистов, потому как наша отрасль - одна из динамично развивающихся. К примеру, в Иркутской области мы столкнулись с тем, что контракты, которые разыграются на муниципальном уровне, неинтересны подрядчикам в силу банкротств дорожных организаций, проблем с ценообразованием и, как следствие, снижением конкурентной среды в строительстве. Большие замечания есть к проектным решениям. Их уровень падает. Применяются неэффективные материалы, технологии и устаревшие расценки. Еще один риск - материалы для ремонта и строительства дорог (дорожный битум, инертные материалы, ограждение) выросли в цене в среднем по России на 20 - 40%. Накопилась много вопросов, поэтому в скором времени пройдет Госсовет РФ по теме «Транспорт», формируются предложения, созданы экспертные советы и комиссии.

- Действительно, дороги ремонтируются, но качество оставляет желать лучшего. Последний пример - 700 нарушений только в Шелехове по итогам проекта 2018 года.

- В Иркутске и Шелехове мы и в этом году получаем «переходящие» проблемы. К примеру, есть вопрос по проседающим после ремонта люкам. В сметах 2019 года опять не увидели должного внимания к инженерным коммуникациям. Уже который год твердим о необходимости использовать опорную плиту на колодцах и дождеприемниках. Постоянно возникает проблема с водоотводом не с точки зрения отсутствия дождевой канализации, а вдоль лотковой части бордюра. В зоне пешеходных переходов натыкаемся на лужи… А это уже вопрос к строительному контролю.

- В 2018 году Иркутск заказал проект разработки документов транспортного планирования. Но сроки почему-то постоянно отодвигаются…

- Сейчас документ дорабатывается с учетом замечаний. С нетерпением ждем общественного обсуждения подготовленных документов перед их утверждением. Рост количества автомобилей последние десятилетия значительно опережает строительство дорог магистрального значения. При этом приведение сети в нормативное состояние существенно не повлияет на пропускную способность в городах, но позволит сделать движение на них более комфортным.

- Какие, на ваш взгляд, проблемы в Иркутске с точки зрения транспортной инфраструктуры и как их решать?
- Иркутск расположен на разных берегах реки Ангары. Город отличает большое количество спальных районов и, как следствие, зависимость от мостовых сооружений и так называемого часа пик, когда количество машин возрастает в разы. Есть проекты, которые ждут своей очереди. Это реконструкция ул. Пискунова и соединения ее с ул. Баррикад, расширение объездной дороги Университетский – Первомайский с продолжением до объездной Ново-Ленино, строительство моста через реку Иркут. С точки зрения общественного транспорта есть серьезные проблемы. Все автобусы - допустим, из Ангарска - идут в центр. И такого транспорта очень много, что создает загруженность из-за отсутствия пересадочных транспортных узлов на въезде в Иркутск. В работе городского транспорта расписание не соблюдается; изношены автопарк, инфраструктура для электрического транспорта (трамвая и троллейбуса). Ветка железной дороги внутри города практически не используется для нужд Иркутска и агломерации в целом. Остановки общественного транспорта переполнены, маршрутная сетка практически не меняется и имеет большое количество дублирующих маршрутов. Скорость движения общественного транспорта в час пик существенно проигрывает личному автотранспорту. Службы такси в городе работают практически на нелегальных условиях. Всеми этими проблемами нужно заниматься системно, решать вопрос с созданием центра организации дорожного движения, который должен будет взять на себя вопросы с учетом развития цифровых технологий и планирования.

- Такой центр дорожного движения есть во многих городах России. Но почему не в Иркутске?

- Нет конструктивного диалога между администрацией Иркутска и правительством области. Иркутску из областного дорожного фонда выделяется 170 млн рублей в год, и этого явно недостаточно, чтобы строить и реконструировать новые магистрали, развязки, мосты. В подвешенном состоянии находится создание министерства транспорта и дорожного хозяйства, притом что основные средства по нацпроектам идут именно на развитие инфраструктуры и транспорта. И одна из ключевых задач - как раз снизить количество погибших и пострадавших в ДТП до четырех человек на 100 тыс. населения. Это требует колоссальных усилий. Сегодня в области созданы общественные советы при министерствах и ведомствах, однако собираются они формально, фактически нет обратной связи и конструктивного диалога. В целом нужны четкие цели и командная работа. Область должна опережать задачи, которые ставятся c федерального уровня. Хватит уже догонять и быть лидерами отстающих.

ИСТОЧНИК KP.RU

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014