Дорожные фонды — эпоха возрождения

8 декабря, 2014

Благодаря воссозданному институту дорожных фондов на строительство и ремонт федеральных трасс в 2014 году было направлено 510 млрд рублей. В результате Росавтодору впервые в истории современной России удалось выйти на 100-процентное финансирование содержания опорной сети автомобильных дорог.

Согласно прогнозам экспертов, уже в 2016 году объем федерального дорожного фонда превысит 550 млрд рублей. Помимо акцизов одним из основных источников его пополнения станут сборы с грузовиков массой свыше 12 т. Таким образом, риск недофинансирования отрасли даже в условиях кризисных ситуаций в экономике будет сведен к минимуму.

«Дорожные фонды существовали до начала 2000-х годов как источник финансирования региональных и федеральных трасс. И они показали свою эффективность. После отмены данной системы ситуация в отрасли стала резко ухудшаться», — говорит заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. По его словам, в период 1990-х годов вводилось до 2,5 тыс. км дорог в год. «Это показывает, что система зарекомендовала себя хорошо, хоть и нуждалась в доработке и совершенствовании», — добавляет эксперт.

На российском бездорожье ежегодно теряется до 3% ВВП. На федеральной сети данная проблема будет решена к 2019 году, когда 85% протяженности трасс будет приведено в полное соответствие нормативам. Данная задача решается поэтапно. Например, по итогам уходящего сезона Росавтодором отремонтировано более 9,4 тыс. км дорог.

Однако по-прежнему существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Возрождение механизма дорожных фондов постепенно должно компенсировать нехватку бюджетных ресурсов. Специалисты отмечают, что уже в первый год их работы удалось увеличить финансирование региональных дорог из собственных бюджетов субъектов РФ почти в два раза, а в некоторых регионах — даже в три! Этот факт не может не радовать, ведь только 36% региональных трасс соответствует нормативам. Около 9% вообще не имеет твердого покрытия. На эти нужды в первую очередь и будут направлены дополнительные средства. Существует более 30 дополнительных источников наполнения дорожной казны в регионах — начиная с использования придорожной полосы и заканчивая возвратом штрафов за несвоевременное исполнение подрядных работ. Выросли трансферты регионам из общих доходов федерального бюджета.

«Регионам и муниципалитетам нужно перестать перенаправлять дорожные средства на другие социально значимые, но не целевые дорожные проекты», — уверен гендиректор Российской Ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игорь Старыгин. По словам эксперта, из-за большого количества муниципальных образований в стране размеры их дорожных фондов зачастую мизерны. Поэтому их необходимо «укрупнить». Если сформировать муниципальные дорожные фонды на уровне городских округов и муниципальных районов, то появится возможность сконцентрировать средства и решать существенные задачи.



Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014