Декабрьские пробки помогут Москве ввести платный въезд в город

28 ноября, 2014

В декабре Москва вновь встанет в десятибалльных пробках, поспособствуют этому и предновогодний ажиотаж, и любой снегопад. Московским властям это на руку – многочасовые пробки позволят им подготовить общественное мнение и запустить механизм платного въезда в город. По данным источников РБК, Кремль уже принципиально одобрил эту инициативу столичных властей. В марте или августе 2015 года поездка по МКАД обойдется в 200 руб.

Рублем по пробкам

Окончательное решение о введении платного въезда на некоторые дороги Москвы мэрия приняла после консультаций с руководством страны, рассказали РБК два собеседника, близких к Кремлю, и подтвердил источник, близкий к мэрии. По словам последнего, обсуждение шло последние месяцы, в них участвовали и профильные чиновники правительства, и сотрудники администрации президента, отвечающие за транспорт. Месяц назад стало понятно, что мэрия пойдет на введение платного въезда, говорит собеседник, близкий к столичным властям.

Речь идет о введении со следующего года платы за проезд по МКАД и Третьему транспортному кольцу, стоимость поездки будет составлять около 200 руб., утверждают два собеседника, близких к Кремлю.

Изначально обсуждалась идея ввести плату за въезд на МКАД и в пределы Москвы для обладателей иногородних номеров, но, скорее всего, на такую меру не пойдут – это может задеть власти Московской области, продолжает собеседник РБК.

Источник, близкий к столичным властям, слышал, что на первом этапе власти могут ограничиться платой за проезд по МКАД, а ТТК добавится позднее. Сроки введения платы источники РБК называют разные: по одной версии, платить придется уже с марта, по другой – с августа.

Скорее всего, уже в ближайшее время столичные власти объявят о необходимости провести общественные слушания по транспортной проблеме. Декабрь – лучший месяц для того, чтобы обозначить плохую транспортную ситуацию в городе: перед Новым годом Москва наверняка встанет в пробках, рассуждает источник, близкий к Кремлю.

Пробки точно будут, обещает аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. «Декабрь – традиционно самый сложный месяц для московских автомобилистов», – говорит он. Причина – предновогодний ажиотаж и снегопад. «В вечерний час пик нередко можно увидеть 9 баллов. Даже небольших осадков порой достаточно, чтобы и без того перегруженный город окончательно встал», – отмечает эксперт.

В течение следующих месяцев пройдут обсуждения, в ходе которых столичные власти должны будут продемонстрировать готовность идти на уступки, говорит собеседник, близкий к Кремлю. По его словам, как и в случае с зоной платной парковки, после первых решений зона платного проезда будет постепенно расширяться.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, тоже слышал про тариф в 200 руб. «Но это все еще обсуждается, очевидно, что тарифы являются переменными величинами, но порядок цены уже можно понять. В законе нет упоминания того, что должен быть предоставлен альтернативный объезд», – говорит эксперт.

Депутат муниципального собрания Щукино Максим Кац считает, что московские власти действительно пойдут на введение платного въезда. «Это хорошая мера для борьбы с пробками, но она действует только в комплексе с другими мерами. Мэрия должна в целом стимулировать людей пользоваться общественным транспортом», – рассуждает он.

Москвичей кто спросит?

Пока о решении не объявлено, мэрия начала артподготовку, говорит собеседник, близкий к столичным властям. В среду был опубликован проведенный в октябре опрос ВЦИОМ (опрошено 1200 москвичей), согласно которому 88% жителей столицы недовольны постоянно растущими пробками на дорогах и готовы поддерживать меры по решению этой проблемы. При этом 49% горожан готовы поддержать платный въезд в некоторые районы Москвы.

18 ноября в газете «Коммерсант» вышло интервью вице-мэра Максима Ликсутова, который отмечал, что без платного проезда Москва не сможет решить транспортную проблему. «Мы посчитали: чтобы избавить город от пробок сегодня, без учета дальнейшего роста автопарка, нам надо закатать в бетон и асфальт площадь, равную примерно двадцати Ленинским проспектам». При этом Ликсутов пообещал, что решение будут принимать только москвичи.

«К нам поступают различные обращения по вопросу введения регулирующих мер, таких как платный въезд, расширение зоны платных парковок и других, от представителей бизнеса, общественных организаций и жителей. В частности, идея платного въезда была высказана международными экспертами в рамках Международного экспертного совета по вопросам транспорта, недавно прошедшего в Москве», – говорит официальный представитель департамента транспорта Москвы. Однако никаких решений не принято, уверяет собеседник РБК.

Как москвичи относятся к транспортным проблемам столицы

88% жителей Москвы считают загруженность столичных автодорог высокой

67% москвичей отмечают, что в последние три года загруженность дорог возросла, еще 16% не увидели никаких изменений

72% автовладельцев считают, что появление в Москве зоны платных парковок пока никак не отразилось на частоте использования личного автомобиля большинством водителей

44% москвичей не поддерживают введение платного въезда в отдельные районы столицы ни при каких условиях

29% из тех, кто категорически не согласен с взиманием платы за въезд районы столицы, готовы поменять свое мнение, если въезд будет платным только для жителей области и других регионов

История «Сити»

История о введении в Москве платного въезда началась с Олега Малиса – главы управляющей компании ОАО «Сити». Бизнесмен заметил, что вокруг делового центра «Москва-Сити» каждый день большая пробка – утром на въезде, а вечером на выезде из квартала. Заторы формируют автомобили, проезжающие мимо, или «транзитный трафик». В июне этого года ОАО «Сити» направило письмо в департамент транспорта Москвы, предложив организовать одностороннее движение и платный въезд для транзитного транспорта от моста «Багратион» до въезда на ТТК.

Город так и не решил, как ответить на эту просьбу. Тем более что федеральное законодательство не предусматривает возможность взимания платы за въезд в город. Чтобы закрыть эту законодательную брешь, Минтранс в сентябре подготовил законопроект «Об организации дорожного движения», согласно которому региональные власти получат возможность устанавливать плату или вводить иные ограничения на передвижение транспорта. Собранные деньги пойдут в местный бюджет, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Представитель Минтранса говорит, что документ планируется внести в Госдуму в марте 2015 года.

Успеть до выборов

В Кремле и мэрии понимают, что реформа будет очень непопулярной, говорит собеседник, близкий к администрации президента. Но столичные власти, по его словам, рассчитывают, что в течение 2015 года москвичи смирятся с платой за проезд и к выборам в Госдуму 2016 года позиции столичных властей восстановятся.

Кремлю также важно, чтобы все возможное недовольство связывали только со столичными властями, говорит источник, близкий к руководству «Единой России». Если рейтинг Собянина упадет с нынешних 70–80% (в августе 84% московских респондентов ВЦИОМ сказали, что довольны работой мэра) до 50%, многие в администрации президента будут только рады ослаблению сильного мэра, утверждает собеседник. Но проецирования столичных проблем на федеральный уровень там допустить не хотят, поэтому в публичное сознание реформа будет подаваться только как идея местных властей, подчеркивает он.

Подобная законодательная инициатива есть, но в Госдуму проект не вносился, говорит зампредседателя комитета по транспорту депутат Сергей Тен. «Я бы проголосовал против такого законопроекта», – отмечает депутат. Один из депутатов Мосгордумы сказал, что слышал о таких планах мэрии, но с ними они не обсуждаются и соответствующий законопроект пока не готовится. Инициатива московских властей имеет больше вопросов, чем ответов, так как не ясно, для кого вводить платный въезд, куда и когда, говорит чиновник федерального правительства.

Если платный въезд будет введен, то он совпадет по времени с такими сложными шагами, как самая высокая в стране плата за капремонт, расширение зоны платной парковки, рост нагрузки на малый бизнес в период стагнации, и все это на фоне объективного снижения уровня жизни москвичей, говорит директор ИСЭПИ по исследованиям Александр Пожалов. Важно не повторить опыт реформы здравоохранения, когда врачи на местах уже получали уведомления об увольнении, а профильный вице-мэр говорил, что реформа еще только обсуждается, отмечает он.

Леонид Медников Аналитик сервиса «Яндекс.Пробки»

Если обычно самая высокая загруженность за день образуется утром и вечером, когда все едут на работу и с работы, а в середине дня наблюдается небольшой спад, то в последнюю неделю перед Новым годом все совсем не так. Утреннего часа пик почти незаметно, зато пробки растут весь день, а вечером достигается максимальная загруженность за день. Можно предположить, что часть людей уезжают из столицы, а другие активно ездят по городу, но не с самого утра.

Последние три дня декабря тоже нет выраженного утреннего часа пик, пробки постепенно растут в течение дня и уже к 16–17 часам достигают пика и затем идут на спад. За последние пять лет 29 декабря обычно загруженность достигает не более 7 баллов, 30 декабря – не более 6 баллов, 31 декабря – не более 3 баллов по шкале «Яндекс.Пробок».

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014