Штраф рождает предложение

7 сентября, 2015

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сегодня проверит законность тендера, проводимого подмосковными властями в рамках расширения сети дорожных камер. Комплексов станет в пять раз больше, требуемые на это 5 млрд руб. вложит инвестор, а взамен получит за каждый выписанный штраф 233 руб. К участию в тендере допущена только одна компания, конкуренты пожаловались в ФАС. Эксперты в принципе против такой схемы: бизнес будет заинтересован в большом количестве штрафов, велик риск, что камеры поставят так, чтобы провоцировать водителей на нарушения.

В июле 2015 года объявлен тендер на участие в развитие системы фотовидеофиксации нарушений ПДД в Московской области. Победитель, согласно условиям, вложит около 5 млрд руб., модернизировав 226 существующих комплексов и поставив еще 1055. Компания, с которой подмосковные власти заключат концессионное соглашение, будет обслуживать всю систему в течение 12 лет. Заявки на участие подали дочерняя структура АФК "Система" "Ситроникс-КАСУ", инвестиционное товарищество МСК-СИП (куда входит компания "Строй Инвест Проект", которая уже установила и обслуживает системы фиксации нарушений в ряде регионов) и компания "МВС Групп" (участвует в конкурсе вместе с дочерним краснодарским НПП МВС). Первые две компании на этапе отбора заявок тендерная комиссия отсеяла. МСК-СИП подала жалобу в ФАС, считая, что требования конкурса, заявленные комитетом по конкурентной политике правительства Подмосковья, создают "необоснованные преимущества" для "МВС Групп", тогда как остальным участникам "ограничивают возможности участия".

Конкурс могут отменить, если ФАС найдет нарушения — комиссия решит это сегодня. В подмосковном комитете по конкурентной политике на запрос "Ъ" не ответили. В ГИБДД ситуацию также не комментируют.

"Мы относимся к МСК-СИП с большим уважением, у компании большой опыт работы,— заявил "Ъ" замдиректора НПП МВС Иван Брец.— Если бы они не допустили ряд грубых ошибок при подаче заявок, то остались бы в конкурентной борьбе".

Впрочем, интерес представляют даже не споры между участниками тендера, а условия привлечения инвестиций для установки камер. Концессионер будет получать фиксированную сумму за каждое постановление о нарушении ПДД — 233 руб. (независимо от размера штрафа).

Автоматические камеры до последнего времени ставились исключительно на деньги региональных бюджетов или в рамках программы по повышению безопасности дорожного движения (в 2013-2020 годах на это выделено около 1,2 млрд руб. из федерального бюджета). В восьми регионах используются камеры казанской компании "Автодория", которая установила их за свой счет, а властям продает полученные данные. Идея использовать концессию для развития фотовидеофиксации возникла год назад у депутатов Госдумы. Подобная схема применяется при строительстве платных дорог: концессионер вкладывает деньги, а затем в течение 20-30 лет содержит трассу в порядке, получая деньги за проезд. У регионов собственных денег на камеры не хватает, объяснял зампред комитета по транспорту Сергей Тен ("Единая Россия"): осенью 2014 года он предложил прописать в законе о концессионных соглашениях возможность привлечения инвестиций на установку камер в рамках концессий, но законопроект так и не был принят.

Впрочем, как оказалось, региональные власти не считают, что действующее законодательство является помехой для этой инициативы. Московская область все необходимые условия прописала в соглашении с партнером: выписанные с помощью камер штрафы пойдут в бюджет, а уже оттуда деньги поступят в компанию. По данным областного Центра безопасности дорожного движения, за восемь месяцев водителям было выписано 2,1 млн постановлений по данным с камер. При тарифе 233 руб. концессионер получил бы за год около 733 млн руб., а за 12 лет — 8,7 млрд руб.

Московская область не единственный регион, где сеть камер расширяется за счет инвесторов и концессий. В Башкирии госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству предлагает компаниям установить за 2,5 млрд руб. 600-800 камер и обслуживать их в течение девяти лет, получая за это комиссию с собранных штрафов (ее размер пока не установлен). Идея обсуждается и в Республике Адыгея, рассказали "Ъ" в региональном министерстве строительства и транспорта: предложения от потенциальных инвесторов уже поступают (в частности, речь идет о "Ростелекоме"), но решение еще не принято.

Министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев в марте 2015 года также говорил о возможности применения концессии, но отмечал, что "тема еще сырая" и механизм взаимодействия с инвесторами не проработан. А вот властями Волгоградской области тендер для установки 300 камер фиксации нарушений уже объявлен в июне (в ноябре подведут его итоги). Волгоградская схема отличается от подмосковной: инвестор получает не фиксированную сумму, а 10% от суммы перечисленных в бюджет штрафов. По словам господина Бреца, аналогичные тендеры уже проводились в Рязанской, Костромской областях, Забайкальском крае, но подтвердить эту информацию "Ъ" не удалось. По данным "Ъ", мэрия Москвы использовать концессию для расширения сети камер не планирует.

Эксперты скептически относятся к такой схеме привлечения капитала. "Ни один из регионов не способен одномоментно вложиться в нужную инфраструктуру, частные деньги пригодились бы,— признает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Но в погоне за штрафами местные власти с подачи инвесторов могут начать искусственно снижать скорость на дорогах, провоцируя водителей нарушать. Это уже происходит в Краснодарском крае и других регионах, а значит, теперь будет повсеместно. Появится огромное количество ловушек на дорогах. Пока нет ясного критерия, где можно или нельзя ставить комплекс, концессии применять нельзя". Напомним, в 2014 году Генпрокуратура после проверки применения камер призвала региональные власти использовать комплексы для борьбы с нарушителями, а не для пополнения бюджета.

"Я против любой формы коммерциализации безопасности дорожного движения,— поддерживает правозащитника первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Всю систему фотовидеофиксации нужно перезагружать, многие камеры установлены с нарушениями, ну о каком государственно-частном партнерстве можно говорить?" "Эта тема все-таки требует дополнительной дискуссии",— соглашается депутат Сергей Тен.

"Злоупотреблений ждать не надо,— заверил Иван Брец.— Концессионер будет активно работать над неотвратимостью наказания и обязанностью заплатить штраф — это и информирование водителей, и выстраивание работы с судебными приставами. Будет очень жесткий контроль со стороны заказчика и других органов. К тому же места установки камер будет определять только ГИБДД".

Иван Буранов; Анатолий Костырев, Ростов-на-Дону; Ярослав Малых, Волгоград
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2804739

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014