Акцизов на дороги не хватает

26 июня, 2014

Регионам нужны деньги на строительство новых магистралей
Введение системы взимания платы с больше­грузов позволит избежать повышения транспортного налога, а за езду на «лысых» шинах нужно вводить административную ответственность. О перспективах развития дорожной отрасли в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал заместитель председателя Комитета ­Государственной Думы по транспорту Сергей Тен.

- Сергей Юрьевич, в Госдуме вы курируете вопросы дорожного хозяйства. Каково, на ваш взгляд, состояние наших дорог?

- Всего в России насчитывается около 50 тысяч километров федеральных трасс, и находятся они в ведении Рос­автодора. Строительством платных магистралей занимается госкомпания «Автодор». Более пятисот тысяч километров — в ведении регионов и свыше семисот тысяч километров дорог у муниципалитетов.

Благодаря воссозданию системы дорожных фондов работа стала более стабильной, дорожники получили возможность планировать свою работу на несколько лет вперёд.

Созданы федеральные и региональные программы по развитию сети автомобильных дорог на длительный период.

При этом сделать нужно ещё очень много. Более 50 процентов федеральных и 60 процентов региональных дорог не соответствуют транспортно-эксплуатационным показателям автомобильных дорог, что приводит к некомфортным условиям перевозки пассажиров и грузов, снижению скорости товародвижения, росту транспортных издержек, повышению количества ДТП по дорожным условиям.

Основной грузооборот автоперевозок и, как следствие, основная нагрузка от автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, приходятся на автомобильные дороги федерального значения. При этом 30 процентов федеральных дорог эксплуатируются в режиме перегрузки и большая их часть находится в европейской части страны.

Федеральным дорожным агентством осуществлены серьёзные изменения в дорожной отрасли. С 2014 года содержание и эксплуатация федеральных дорог перешли на стопроцентное финансирование, впервые более чем за 20 лет. Государственные контракты по содержанию федеральных автомобильных дорог заключены на пять с половиной лет. В настоящий момент на федеральных дорогах самые высокие требования по уровню содержания автомобильных дорог, а при оплате за выполненные работы стал применяться принцип «за качество оказываемых услуг», а не за объём выполненных работ.

Подрядные организации приобретают новую современную, высокопроизводительную технику.

В результате строятся путепроводы развязки, эстакады, новые дороги, ликвидируются железнодорожные переезды. Активно развивается Московский транспортный узел. На дорогах федерального значения, входящих в международные транспортные коридоры Запад — Восток, Север — Юг, ведётся работа по реконструкции трасс М-10 «Россия», М-7 «Волга», М-29 «Кавказ», М-56 «Лена», Р-504 «Колыма», М-60 «Уссури». Государственной компанией «Автодор» развёрнуты крупномасштабные работы по строительству новых дорог М-11 «Москва — Санкт-Петербург» и А-113 «Центральная кольцевая автомобильная дорога», ведётся реконструкция трасс М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» с целью повышения безопасности и пропускной способности. На дорогах регионального значения за 2013 год построено и реконструировано 1528 километров дорог.

- Дорог в регионах немало, только денег на содержание не хватает. Где их взять — в федеральном бюджете?

- С 2014 года впервые за последние 20 лет на содержание федеральных дорог предусмотрено стопроцентное финансирование. Теперь будут решаться проблемы ремонта дорог, неотремонтированных за период отсутствия дорожных фондов, которые накапливались за полтора десятилетия. Правда, результат мы увидим только к 2020 году, когда дороги полностью приведут в нормативное состояние.

Для региональной сети денег действительно не хватает. Обеспеченность финансовыми ресурсами по ремонту и содержанию региональных дорог составила всего 14,3 процента от потребности. По сравнению с 2012 годом увеличение составило 0,7 процента.

Для выправления ситуации в регионах необходимо увеличить размер региональных дорожных фондов в два раза, что позволит регионам выполнить поручение Президента РФ по увеличению объёмов строительства автомобильных дорог в период с 2013 по 2022 год, а также восстановить и поддерживать дорожную сеть регионов и населённых пунктов в нормативном состоянии.

Обсуждаются разные способы решения проблемы. Самый большой эффект даст увеличение акцизов на автомобильное топливо. К сожалению, в настоящий момент наблюдается снижение размера региональных дорожных фондов более чем на 20 процентов по причине перехода нефтеперерабатывающей промышленности на выпуск автомобильного топлива 5 класса, на который ставка акцизов снижена.

Конечно же, никто не хочет резкого роста цен на бензин, повышения инфляции, и поэтому специалисты ищут дополнительные финансовые резервы.

В 2015 году на федеральных дорогах будет введена система взимания платы с автомобилей с максимальной массой более 12 тонн. Автомобилей с массой более 12 тонн всего 3,6 процента, а ущерб, наносимый этой категорией транспортных средств, составляет 70 процентов. Система взимания платы будет работать на основе системы ГЛОНАСС, а эффект от её внедрения составит 50 миллиардов рублей в год. После начала функционирования системы на федеральных дорогах планируется возможность расширить её действие на автомобильные дороги регионального значения.

- Несколько месяцев назад на автовокзалах появились металлоискатели. В билетах на междугородние автобусы будут указываться пол и гражданство пассажира. Что ещё нужно сделать для повышения безопасности пассажиров?

- В России действует программа обеспечения безопасности на транспорте, и Минтранс уделяет ей повышенное внимание. В целом безопасность — вопрос много­гранный, и ею должны заниматься дорожные строители, крупные транспортные компании и даже небольшие перевозчики. Я считаю, необходимо уделять больше внимания именно безопасности на автомобильных дорогах. Количество погибших и пострадавших шокирует, за 2013 год погибло 27 тысяч человек, ранено 258,4 тысячи человек.

За последнее десятилетие почти в два раза увеличилось количество автомобилей на дорогах, возросла грузоподъёмность и скорость грузовых транспортных средств. В этих условиях вопрос обеспечения сцепных качеств шин с покрытием дорог и безопасного тормозного пути выходит на первый план.

Владельцы легкового транспорта — более ответственные в этом вопросе, а вот с владельцами грузового транспорта есть большие проблемы. Многие, стоя в пробках, наблюдали, как рядом в соседнем ряду находится грузовой автомобиль, у которого шины имеют предельный износ или серьёзные повреждения. На мой взгляд, российское законодательство не полностью учитывает эту проблему, и поэтому депутаты внесли законопроект об усилении административной ответственности за нарушение эксплуатационных требований к шинам.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014