Сергей Тен: законы не должны быть для нас административными барьерами
Скачать Сергей Тен по экологической экспертизе.pdf
Годом экологии объявлен 2017-й в России. Ведь тема сохранения природных ресурсов близка каждому региону, а Иркутской области в особенности. За нами - Байкал! Наследие всемирное, но сберечь его могут только сибиряки. Так считает и депутат Государственной Думы России Сергей Тен. О том, чем ознаменуется Год экологии для Приангарья, парламентарий рассказал в интервью «Комсомолке».
- Я убежден, что на Годе экологии мы не должны останавливаться. Мероприятия нужно проводить иркутской площадке ежегодно и стараться выводить их на мировой уровень. Для нас это, безусловно, актуально. Иркутская область - уникальная территория. Среди 85 регионов России мы серьезно выделяемся. Живем на берегу самого чистого озера в мире, окружены сибирской тайгой. При этом мы - промышленный центр. Алюминиевая, металлургическая, деревоперерабатывающая, горнодобывающая, гидроэнергетическая - практически все отрасли промышленности представлены. Совокупность таких факторов, как чистейшая, девственная природа и уровень индустриализации, подразумевает, что наш регион должен демонстрировать всей стране, как решать экологические вопросы. В свое время я вносил предыдущему губернатору Сергею Ерощенко предложение превратить исчезнувший бренд БЭФ - Байкальский экономический форум в Байкальский экологический форум. Надеюсь, со временем к этому вопросу вернемся, поскольку проблем, которые следует решать, действительно много.
- И одна из них - строительство полигонов для переработки ТБО, которых в нашем регионе нет. Есть ли шанс, что в скором времени появятся?
- Действительно, современные города задыхаются не от отходов производства, хотя и они влияют на экологию, а от бытовых отходов. Проблема глобальная. Не зря в Годе экологии во всех мероприятиях федерального и регионального характера она обозначена. Иркутск растет, количество жителей увеличивается, поток туристов - тоже. А у нас нет полигонов ТБО, мы не умеем работать с утилизацией, притом что около 80% бытовых отходов - это вторсырье. Перерабатывается же всего около 4%, тогда как в развитых странах - минимум 50%. Благодаря Году экологии правительство в качестве пилотного проекта запускает строительство четырех заводов по переработке мусора. Они будут находиться в Московской области и Татарстане, но будем надеяться, что со временем и Сибирь подключится.
- Говоря о Годе экологии, не можем обойти Закон «Об экологической экспертизе». Для Иркутской области его введение обернулось определенными сложностями. К Вам как к депутату Госдумы наши территории тоже постоянно обращаются с просьбой помочь ускорить внесение поправок в этот закон. Почему это столь важно?
- Изменения в законодательство, направленные на ужесточение требований по государственной экологической экспертизе, были внесены в 2014 году по инициативе Минприроды России. На территориях, входящих в состав Байкальской природоохранной территории, любая постройка должна быть узаконена. Гражданин обязан оплатить определенную сумму, и отнюдь не 1000 - 2000 рублей, за проведение экологической экспертизы и получить акт соответствующей структуры, входящей в состав Минприроды - только тогда постройка считается узаконенной. Правило распространяется также на строительство школ и детских садов. У нас к Байкальской природоохранной территории относятся Шелехов, Ангарск, Усолье, Черемхово, а также прилегающие к ним районы. То есть районы, которые непосредственно не граничат с Байкалом, относятся к зоне атмосферного воздействия на него. А чревато это тратой дополнительных бюджетных средств и времени. Экологическая экспертиза занимает около 6 месяцев и стоит немало. Исследование для детсада на 200 мест обойдется в 200 тыс. рублей. Из-за этого ряд программ по строительству школ и детских садов в Приангарье, в том числе в Черемхове, зависли. Третий негативный фактор - ужесточения с 2014 года требований к объектам, находящимся на территории соответствующих районов – Иркутского, Шелеховского и так далее. И вот сегодня парадокс: нам нужно строить очистные сооружения в Иркутске, а мы не можем пройти экспертизу из-за высоких требований. Круг замкнулся! Поэтому в прошлом году мы внесли законопроект о послаблении этих условий. Оставить их, считаем, следует только в пределах центральной экологической зоны, непосредственно граничащей с Байкалом.
- Сергей Юрьевич, но ведь странно в Год экологии снижать требования по экологической экспертизе…
- Проблема многосложная, и рассматривать ее нужно с разных плоскостей. Давайте вернемся к тем же очистным сооружениям. Нужны они Иркутску? Нужны. Однако требования к ним настолько высоки, что делают проблему практически нерешаемой. Естественно, мы должны сохранять Байкал! И кроме нас этого никто не сделает – ни Москва, ни другие города и страны мира. Озеро – наша идентичность, наше богатство. Однако каждый человек хочет жить в комфорте. Региону нужны школы, детсады, дороги, а также нормальная экология, а значит, заводы по переработке мусора, чтобы мы не задыхались от бытовых отходов. Я абсолютно убежден, нельзя заниматься решением экологических вопросов, не вовлекая в процесс население, которое живет на этой территории. А у нас получается, что это пытаются сделать для нас и без нас. Любые требования должны идти не во вред, а на пользу. Именно эта мысль, что законы не должны стать административными барьерами, звучала лейтмотивом на Президиуме Государственного Совета под председательством Президента России Владимира Путина. Поэтому, считаю, мы предлагаем компромиссное решение.