Отвечая на вызовы времени

31 марта, 2015

Дорожники страны подвели итоги, наметили антикризисные меры

Уже который год подряд участни­ки Всероссийской научно-прак­тической конференции Росавтодора и специализированной между­народной выставки «Дороги России XXI века» не меняют места встречи. В этот раз кардинально изменился лишь общий настрой участников делового собрания. Практически в каждом вы­ступлении звучала мысль о том, что достойным ответом экономическому кризису может и должна стать работа по повышению эффективности и каче­ства. Открывая форум, министр транс­порта России Максим Соколов особо подчеркнул: дороги являются не толь­ко кровеносной системой государства, но и мощнейшим мультипликатором развития регионов и целых отраслей. От дорожной отрасли во многом зави­сит реализация важнейших социаль­но-экономических проектов страны.

Задел на будущее

О проделанной работе красноречи­вее всего свидетельствуют цифры и факты. В 2014 году деятельность Росавтодора велась в рамках 6 государ­ственных и 6 федеральных целевых программ. При этом объем ассигно­ваний из федерального «кошелька» на дорожное хозяйство, находящееся в сфере ведения Росавтодора, в соответ­ствие с законом «О федеральном бюд­жете на 2014 год и на плановый пери­од 2015-го и 2016 годов» был предусмо­трен в размере 430,2 млрд рублей. Из них на строительство и реконструк­цию федеральных дорог направлялись 148,7 млрд, на ремонт и содержание дорог — 208,9 млрд, на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации — 60,5 млрд рублей.
Озвучивая эти цифры, руково­дитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт особо подчеркнул, что в прошлом году ос­новные транспортные артерии стра­ны увеличились на 581,7 километра, что в 2,2 раза превышает аналогич­ный показатель 2012 года. Более чем в 2 раза возрос объем построенных и реконструированных искусственных сооружений.
Успешным результатом минувшего дорожного сезона стали введенные в строй участки федеральных трасс на территории Московского транспорт­ного узла, на дорогах «Урал», «Балтия», «Кавказ», «Лена», «Колыма», «Уссури», «Амур», «Вилюй». Санкт-Петербургский транспортный узел пополнили сдан­ные в эксплуатацию стратегически важные объекты — подъезд к мор­скому торговому порту Усть-Луга и транспортная развязка на подъезде к строящемуся порту Бронка.
В Северо-Кавказском федеральном округе «заработали» противолавинная галерея «Транскама» длиной 305 по­гонных метров, участки автотрасс на территории Республики Дагестан и Ставропольского края, мост-эстакада через реку Кубань на дороге Черкесск — Домбай.
Центральный аппарат Росавтодора в немалой степени способствовал наве­дению должного порядка на региональ­ных и местных дорогах. За счет субси­дий из федерального бюджета введены в эксплуатацию объекты общей про­тяженностью более 670 километров. Среди них — Бугринский мост через реку Обь в Новосибирске, обход города Советска в Калининградской области. Особое внимание труженики отрасли уделили строительству и реконструк­ции городских дорог в рамках под­готовки к проведению празднований 1150-летия Смоленска, 450-летия Орла, 350-летия Пензы, 300-летия Омска.
Особой строкой в историю отрасли вписаны олимпийские объекты Сочи. Уникальная инфраструктура, более 400 километров построенных, рекон­струированных и отремонтированных дорог встретили гостей всемирного праздника спорта. Благодаря зимней Олимпиаде в стране появился опыт проектирования и сооружения слож­нейших тоннельных комплексов.
Продолжалась работа по приведе­нию федеральных трасс в нормативное состояние. В прошлом году, как отме­тил Роман Старовойт, впервые в новой истории России ведомству удалось перейти на 100-процентное финанси­рование капитального ремонта, просто ремонта и содержания федеральных автодорог по утвержденным Прави­тельством РФ нормативам затрат.
Особой заботой в 2014 году ста­ла деятельность Федерального до­рожного агентства по оптимизации бюджетных расходов и привлечению к финансированию внебюджетных средств, разработке и внедрению инновационных методов, новых тех­нологий, материалов и конструкций. Добиться повышения эффективности бюджетных расходов в значительной степени удалось благодаря примене­нию конкурентных форм закупок для государственных нужд.
По данным статистики, Росавтодором и подведомственными учрежде­ниями было проведено почти 16 тысяч процедур размещения государственно­го заказа, в том числе 2,9 тысячи — пу­тем проведения открытых аукционов в электронной форме. По итогам более 98 процентов общего количества заку­пок заключены государственные кон­тракты. Общая экономия по резуль­татам размещения государственного заказа составила более 3 процентов.

Формула взаимодействия

Еще одной весьма значимой приметой нынешнего собрания дорожников ста­ло четкое понимание того, что только сообща можно преодолеть нынешние экономические трудности и невзгоды. Об этом было немало сказано в докла­де руководителя Росавтодора Романа
Старовойта, выступлениях депутатов Госдумы Алексея Русских, Сергея Тена.
Особую роль в координации уси­лий министерств, ведомств, регионов сыграло прошлогоднее заседание в Новосибирске президиума Госсовета РФ по вопросам совершенствования сети автодорог. По итогам той встречи Президент страны утвердил перечень поручений, который охватывает прак­тически все стороны жизни дорож­ного хозяйства. Предусмотрены раз­работка и реализация мер в области повышения эффективности расходов, обеспечения сохранности дорог, совер­шенствования системы финансирова­ния, развития скоростных автотрасс, организации мониторинга стоимости дорожных работ, расширения приме­нения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе на региональных и местных дорогах. В свою очередь Минтранс России кон­кретизировал план исполнения этого документа. В настоящее время раз­рабатываются нормативные правовые акты, вносятся необходимые измене­ния в законодательство.
Нельзя не отметить постоянную поддержку дорожной отрасли про­фильными комитетами и комиссиями Совета Федерации. Заместитель пред­седателя Комитета по экономической политике Олег Еремеев заявил, что совместно принятые с Минтрансом и Росавтодором документы создают ус­ловия для увеличения объема финан­сирования дорожного хозяйства, в том числе за счет привлечения внебюджетных инвестиций. Также сформированы правовые основы более широкого при­менения концессионных соглашений при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов, в пер­вую очередь автомобильных дорог Для этого было скорректировано кон­цессионное законодательство.
Одним из главных приоритетов Росавтодора было и остается выполнение мероприятий, направленных на повы­шение безопасности движения. Для ре­шения этих задач налажен тесный кон­такт с МВД России и его структурным подразделением Госавтоинспекцией. На федеральных автомобильных доро­гах в минувшем году линии электро­освещения увеличились на 383 киломе­тра, появились 329 новых автономных осветительных систем на автобусных остановках и пешеходных переходах. Завершено сооружение 16 надземных пешеходных переходов в разных уров­нях, более 205 километров барьерных ограждений. Как результат общее ко­личество ДТП на федеральных трассах, в которых дорожные условия отмече­ны как сопутствующий фактор, умень­шилось по сравнению с 2013 годом на 14,6 процента, число погибших в таких ДТП — почти на 16 процентов, раненых — на 18,3 процента.

Поручение Президента в силе

В конце 2012 года Президент Рос­сийской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собра­нию поставил задачу по удвоению в предстоящем десятилетии объема строительства и реконструкции ав­томобильных дорог. Спрашивается, выполнима ли столь серьезная задача в условиях текущего кризиса? В кулу­арных беседах с участниками дорож­ного форума более всего порадовал их здравый оптимизм. Так, например, участник выставки — генеральный ди­ректор крупной машиностроительной компании Александр Халецкий уве­ренно заявил, что кризис — это еще и время новых возможностей, время профессионального роста. Обстоя­тельный ответ на сакраментальный вопрос прозвучал в выступлении Ро­мана Старовойта.
На конференции были озвучены планы по инвестированию в развитие дорожной отрасли более 1,5 трлн ру­блей. Данные средства планируется выделить до 2018 года в рамках реше­ния масштабных задач, в том числе по приведению к 2019 году всей сети федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние. За три года планируется завершить строительство крупнейшего в истории России транс­портного перехода через Керченский пролив и обеспечить подготовку ин­фраструктуры к проведению Чемпио­ната мира по футболу.
По предварительным оценкам, в 2015 году бюджет Росавтодора дол­жен превысить 500 млрд рублей (да­же с учетом оптимизации расходов инвестиционного характера). Окон­чательная сумма будет уточнена Го­сударственной Думой РФ в рамках корректировки проекта бюджета на
2015-2017 годы. Для сравнения, на­помним, в 2014 году финансирование агентства составляло чуть более 430 млрд рублей.
Примечательно, что почти полови­на годового бюджета Федерального дорожного агентства (219 млрд ру­блей) будет направлена на ремонт и содержание транспортных артерий страны. Благодаря этому к концу до­рожного сезона общая протяженность федеральных трасс в нормативном со­стоянии увеличится до 62 процентов (31 000 км). К 2017 году в соответствие нормативам будет приведено уже 80 процентов федеральных дорог в Рос­сии (40 000 км).
Кроме того, в ближайшие годы Росавтодор планирует создание новых технических заделов для дорожного строительства (начнутся активное проектирование, подготовка документации). В связи с этим объемы строительства и реконструкции дорог в данный период (по сравнению с 2013-м и 2014 годами) будут плавно нарастать. В 2016 году решено ввести в эксплуатацию 360 километров, в 2017-м — 384 километра. В последующие годы данные показатели увеличатся до 750–1000 километров за сезон. Простая арифметика свидетельствует: при таких темпах и объемах выполнить поручение Президента России об удвоении дорожного строительства к 2022 году вполне по силам.
Николай Тарасенко
Фото Игорь Самохвалов
Приветственное слово министра транспорта М. Соколова
Министр транспорта М. Соколов
Роман Старовойт знакомится с выставкой
Роман Старовойт
Депутат Госдумы С. Тен вручил Почетную грамоту заместителю руководителя
Росавтодора Д. Прончатову
Заместитель руководителя Росавтодора Д. Прончатов


Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014