Сергей Тен: «Депутаты Госдумы выступают лоббистами интересов региона»
Встречей с депутатом Сергеем Теном Клуб публичной политики завершил цикл общения с парламентариями Госдумы шестого созыва, представлявшими наш регион на федеральном уровне последние пять лет. Депутат рассказал об итогах своей работы, а также поделился видением важных федеральных и региональных инициатив.
О законодательных инициативах
— Важная законодательная инициатива касалась создания территорий опережающего развития, так называемых ТОРов. Изначально правительство планировало распространить это только в девяти регионах Дальневосточного ФО. По нашей инициативе в этот перечень добавили Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край. Благодаря этому, а также визиту председателя правительства России Дмитрия Медведева у нас появилась территория опережающего развития в Усолье-Сибирском.
Также шла работа по теме введения экологической экспертизы. Полтора месяца назад мы внесли соответствующую поправку в федеральное законодательство, чтобы экологическая экспертиза распространялась только на территорию Байкальской центральной экологической зоны.
И так как я в Госдуму пришел с производства, стал заместителем комитета по транспорту, дороги — это мое родное отраслевое направление. Депутаты Госдумы пятого созыва инициировали создание федерального и региональных дорожных фондов, мы довели этот вопрос до муниципального уровня. Сейчас система муниципальных дорожных фондов работает на территории всей Российской федерации, и эти средства могут идти исключительно на решение дорожных проблем муниципалитетов. Ждут своего часа поправки о направлении штрафов за нарушение ПДД в дорожные фонды — очередной проект закона направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
Благодаря нашей активной позиции, закреплены полномочия инспекторов Ространснадзора останавливать и проверять транспорт на соответствующем посту весового контроля без сотрудников ГИБДД. Государство вкладывает миллиарды в реконструкцию и строительство дорожной сети. И нам важно эти деньги сохранить, чтобы дороги не разрушались. Поэтому мы очень активно работали в этом направлении.
Об имидже Госдумы шестого созыва
Я слышал фразу про «взбесившийся принтер» — это было субъективное мнение одного человека. Хорошо помню, кто это сказал и в каком контексте. Я лично такое мнение не разделяю, ведь необходимо предметно понимать, почему принимались те или иные законопроекты.
К примеру, как-то в переписке один из земляков упомянул про известный закон Димы Яковлева. Я может грубо скажу, но подобный «экспорт» наших детей за границу — это неправильный подход. Могу привести цифры статистики по этому поводу. В стране до принятия этого закона было порядка 140 тысяч детей-сирот. Сегодня этот показатель уменьшился в два раза, до 70 тысяч детей. В процентном соотношении количество российских семей, усыновляющих сирот, выросло с 70 до 90%. Очередь в органах опеки и попечительства из желающих усыновить детей увеличилась в 2-2,5 раза. Вот конкретный результат работы этого закона.
Мы сейчас можем поговорить и о нашумевшем пакете законодательных инициатив Ирины Яровой. Здесь тоже нужно разбираться в ситуации. Для примера давайте вспомним: в тех же Штатах после терактов 11 сентября они настолько ужесточили свое законодательство в плане контроля за телефонными переговорами, интернетом и так далее, что мы видим, как с тех пор в стране не было ни одного теракта.
А в то же время на наших глазах недавно в Стамбуле произошел теракт, где установлено, что один из террористов был бывшим гражданином России, еще двое — экс-граждане бывших советских республик. Поэтому я считаю, что не нужно доводить ситуацию до того, что может рвануть где-нибудь в Иркутске или еще где-то. И только потом, после этого, предпринимать какие-то защитные действия.
О представительстве Иркутской области в Москве
Ранее, говоря об усилении представительства Иркутской области на федеральном уровне, я имел в виду совместную работу нас, федеральных парламентариев, с областным правительством. Я убежден, что сегодня это идет закономерным путем, в том числе благодаря тому, что у нас в регионе четыре одномандатных округа.
И кандидаты, которые победят на выборах в округах, пройдут через серьезный избирательный фильтр. Общаясь с огромным количеством людей в округе, ты постоянно напитываешься информацией и программу действий на следующие пять лет — какие конкретные вопросы и проблемы необходимо решать — формируешь четко, из пожеланий и мнений жителей.
Второй аспект — это взаимодействие депутатов Госдумы с правительством области. Без поддержки региональной исполнительной власти, конкретно губернатора и профильных министерств, мы эффективно работать не будем. Мы можем что-то предпринимать, но рано или поздно наступает такой период, когда в федеральных министерствах говорят: «А какая позиция губернатора и правительства региона по этому вопросу?»
Мы в этом процессе выступаем некими переговорщиками, лоббистами интересов региона. Но участие областной власти в этих процессах очень важно. Говоря о таком взаимодействии, я отмечал, что нам нужно усиливать официальный орган — представительство Иркутской области при правительстве России. Сегодня эта структура работает недостаточно эффективно. Там должен быть более профессиональный кадровый состав, который будет работать системно с федеральными депутатами от региона. Пока я этого, к сожалению, не вижу. Посмотрим, как эта работа будет налажена в следующем созыве Государственной думы.
Об областном министерстве по молодежной политике
То, что его создали, это, скорее, правильное решение. Если в структуре областного правительства создается такое министерство — значит, остается масса вопросов в сфере молодежной политики, которые нам необходимо решать и которые до этого момента эффективно не решались.
Когда этот вопрос поднимался, я был одним из первых в регионе, кто высказался за такую инициативу. Мы хорошо знакомы с министром, Александром Константиновичем Поповым, и буквально на днях с ним встречались и обсуждали площадку лагеря «Байкал-2020».
Министерство поддержало нашу инициативу по проведению круглого стола по теме студенческих трудовых отрядов. Это важное обсуждение, потому что вопросы получения студентами практических профессиональных навыков имеют очень большое значение для их дальнейшего трудоустройства.
На круглом столе мы планируем привлечь федеральных экспертов, в том числе из Тюменской области, Красноярского края, из Москвы от центрального штаба СРО. Собираем их здесь для обсуждения именно законодательных аспектов деятельности студенческих отрядов в регионах России. В дальнейшем я планирую выступить с инициативой по принятию федерального закона, регулирующего работу студенческих отрядов, по аналогии с законопроектом, который разрабатывается у нас в Иркутской области.