Новые технологии и управленческие решения в дорожной отрасли - сегодня самое важное
Иркутск, Ангарск и Шелехов, или Иркутскую агломерацию, как уже называют три города, ждет большой сюрприз. И что самое главное, приятный: глобальный ремонт магистралей летом. Такого объема работ Приангарье не видело последние 8 - 9 лет. Наша, Иркутская, вошла в число 38-ми агломераций России, на территории которых будет осуществляться проект «Безопасные и качественные дороги». Федерация выделит 625 млн рублей и еще столько же региональный дорожный фонд. Интересы Иркутской области, чтобы территория попала в программу, лоббировались на всех уровнях власти. Непосредственное участие в этом принимал депутат Госдумы Сергей Тен.
О проекте, о дорожном отрасли в целом и перспективах ее развития, а также проблемах, тормозящих инновационное движение, эксперты обсуждали на круглом столе «Современные технологии и инструменты управления в дорожном хозяйстве. Опыт применения и перспективы использования» в рамках традиционной ежегодной выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника». Модератором секции выступил Сергей Тен.
- С каждым годом все больше внимания уделяется изучению и применению новых технологий, управленческих решений в дорожной сфере, - отметил в приветственном слове Сергей Юрьевич. - Все это нацелено на более рациональное использование средств, повышение надежности и долговечности дорог, безопасности движения. Однако есть ряд проблем, тормозящих инновационное развитие отрасли.
Первая сложность, отметил Сергей Тен, - состояние нормативной базы. Техническую документацию, считает депутат, следует качественно изменить, а порядок применения инноваций в дорожной сфере упростить. Для этого надо разделить полномочия по двум техническим регламентам - «Безопасность зданий и сооружений» и «Безопасность автомобильных дорог» - и передать полномочия по совершенствованию нормативной базы в области дорожного хозяйства от Минстроя России Минтрансу Российской Федерации. Многие вопросы в таком случае, полагает Сергей Тен, станут решаться намного быстрее и эффективнее. Вторая проблема, которую обозначил парламентарий, госэкспертиза.
- В соответствии с 44-м Федеральным законом о контрактной системе, основным фактором для выбора подрядчика является цена, - поясняет Сергей Юрьевич. - Показатель, безусловно, важный, но стоимость проекта не должна иметь такой удельный вес, как сегодня. Внедрение новых технологий при удешевлении сметы невозможно. Еще одна проблема, которая тормозит инновации, что в контракты жизненного цикла (КЖЦ) не включен пункт «эксплуатация и содержание дорог». А инновации дают отдачу именно в процессе эксплуатации. Сейчас мы, в том числе в Госдуме, плотно работаем над тем, чтобы включить в КЖЦ понятие «содержание дорог». Не обошли стороной на круглом столе и тему развития интеллектуальных транспортных систем. Весь мир сейчас шагает по пути перехода к информационным технологиям. Иркутская область тоже должна начать двигаться в этом направлении. Умные светофоры, современные системы видеофиксации скорости, автоматические пункты весового контроля и другие современные новшества планируют активно внедрять и в Приангарье.
Почему это так важно? Один из ярких примеров - север региона, где состояние дорог оставляет желать лучшего. Главная причина - магистрали разбивают большегрузы, лесовозы, топливные цистерны. Поэтому сколько ни ремонтируй трассы, но пока их не оборудуют автоматическими весовыми постами и пока водителей фур не начнут штрафовать на кругленькую сумму за нарушение правил, ситуация в лучшую сторону вряд ли изменится. Вот для чего и нужны информационные технологии. Дорога ведь не просто инженерное сооружение, а фактически услуга. И она должна оказываться качественно.
- Выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника» - очень эффективная площадка, - подводя итоги круглого стола, отметил Сергей Тен. - Сегодня важно, чтобы в профессиональный диалог, знакомство с лучшими практиками внедрения технологий и материалов были вовлечены и активно участвовали регионы нашей страны. Как раз с этой целью мы и проводим наш круглый стол, на котором присутствуют специалисты из соседних территорий - Бурятии и Забайкалья. Кроме того, в мероприятии приняли участие представители крупного бизнеса, подрядных организаций, фирм, занимающихся поставкой техники и оборудования для дорожной сферы, а также заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. Все это позволяет обмениваться опытом, обсуждать важные вопросы и намечать пути решения, которые направлены на изменение ситуации в лучшую сторону. Площадку будем использовать так же активно и далее.
Наталья ОСИНСКАЯ