Сергей Тен: «Есть желающие столкнуть лбами губернатора и депутатов»

10 декабря, 2015

Клуб публичной политики провел 9 декабря очередную встречу с известным иркутским политиком. На этот раз гостем молодых политологов и историков стал депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен. Кажется, это был первый случай, когда заседание скромного студенческо-молодежного клуба снимали на видео, а в зале вместе с рядовыми журналистами сидели несколько редакторов изданий.

Оппозиции нам не надо. По уже сложившейся у многих иркутских политиков привычке, Сергей Тен опоздал к назначенному часу. Этот факт нельзя было оправдать какой-то исключительной занятостью: в отличие от заместителя председателя правительства Виктора Кондрашова или председателя Законодательного собрания Сергея Брилки, которые были гостями клуба чуть ранее, Сергей Тен не участвовал в заседании 32 сессии Законодательного собрания, да и пробок в Иркутске к 16 часам еще не было. В ожидании гостя, члены Клуба коротали время в обсуждении только что состоявшихся выборов мэра Иркутского района и строили догадки о предстоящих выборах в Госдуму. В итоге депутат опоздал на 20 минут, не извинился и сразу приступил к главному: рассказу о своих личных достижениях.

Председатель Клуба Павел Степанов предложил три темы: традиционные — об итогах электорального цикла 2015 года и планах на выборы 2016 года, третьей же стала система «Платон» и последствия ее введения в России. Об итогах выборов губернатора Сергей Тен говорил без особого интереса.

— Не могу сказать, что у нас были конструктивные отношения с губернатором Ерощенко, но я для себя всегда вижу один приоритет: пользу для Иркутской области. В политической жизни области я так или иначе участвую с 1993 года, когда мой отец избирался в Государственную думу, и знаю многое об отношениях губернаторов с депутатами Госдумы и ЗС. Никогда не было легких отношений, но при инаугурации Левченко меня лично покоробило, что никто из выступающих не сказал Ерощенко «спасибо». Для меня очень хорошо видно, что область сдает позиции федеральному центру. Что касается итогов, то народ не бывает не прав. Народ сказал, что так относиться к людям нельзя, что так управлять областью нельзя, — отметил Сергей Тен. — Кампания была проведена плохо, политтехнологи не подготовили Ерощенко к дебатам. Я вот уже больше двух месяцев все это осмысливаю и думаю о причинах случившегося.

Среди других причин поражения Ерощенко Сергей Тен назвал попытки «загнать в угол» крупных предпринимателей и общественных деятелей области, в том числе Александра Битарова и Алексея Красноштанова. Сергей Ерощенко мало уделял внимания областному центру, неудачно выстроил отношения с Виктором Кондрашовым, и самое главное — давал много невыполнимых обещаний.

— Люди объединились и сгруппировались против губернатора, потому что другого выбора уже не было, — сказал Сергей Тен.

Партия «Единая Россия» налаживает конструктивные отношения с новым губернатором, хотя «могла бы поиграть мускулами и определить, где чье место». Этот шаг не был сделан, потому что подход «чем лучше, тем хуже» — это не позиция ЕР, а критика со стороны депутатов связана с надеждами на перемены людей к лучшему. В 2016 году будет «очень серьезная политика» в канун выборов в Госдуму, при этом губернатор и его аппарат не должны участвовать в этой кампании, потому что глава региона должен работать с любыми депутатами. У правительства много экономических задач, например, финансирование Байкальской пассажирской пригородной компании, и все силы нужно направить на решение таких вопросов, а не на политические игры.

— Не надо драться, надо заниматься экономикой. Не могу сказать, что Брилка сегодня является лидером оппозиции. Есть желающие столкнуть лбами губернатора и депутатов, но не стоит идти на поводу, — сказал Сергей Тен, не став называть их имена.

Четыре лидера общественного мнения. Выборы в Государственную Думу пройдут по новой схеме — в Иркутской области нужно будет избрать четверых депутатов—одномандатников. Сергей Тен произнес традиционную для ЕР мантру о внешнеполитических проблемах страны, необходимости усилить поддержку федерального правительства и возвращении геополитических позиций на Дальнем Востоке.

— Депутаты, избранные по одномандатным округам, более сильные люди, чем избранные по спискам. Это реальные лидеры общественного мнения, поэтому я считаю, что избрание четырех таких депутатов — большой плюс для области, — отметил Сергей Тен. — В 90-е годы было пять таких депутатов, это было хорошо. Нам нужно усиливать представительство в Москве, активнее работать с федеральными министерствами. У нас есть два сенатора, причем Виталий Шуба — один из сильнейших региональных представителей в Совете Федерации.

На прямой вопрос ведущего о личных планах на предстоящие выборы Сергей Тен подтвердил информацию о решении выдвинуть свою кандидатуру и даже назвал номер округа — 95, в который входит Свердловский район Иркутска. Для изменения ситуации в первую очередь нужно провести ремонт дорог и навести порядок с общественным транспортом. Забастовка маршрутного транспорта в апреле 2015 года произошла именно потому, что государство не регулирует рынок пассажирских перевозок. По итогам этой забастовки Сергей Тен принес в свой комитет распечатки комментариев по этой проблеме и закон № 220, пролежавший без движения три года, был принят.

— Нужно пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет федеральное законодательство для обновления парка, наведения порядка с тарифами и так далее, — отметил Сергей Тен.

Еще одна тема, которая может повлиять на итоги выборов — состояние здравоохранения. Есть медицинская школа, есть хорошие врачи и оборудование, но и врачи, и население ситуацией недовольны. Депутат наивно полагает, что проблему можно решить созданием кабинетов по месту жительства, где врач сможет померить давление и пообщаться с пациентом. Сразу видно, что депутату не приходилось бродить неделями по поликлиникам в ожидании сначала талончика к специалисту, а потому уже собственно приема. Конкуренции депутат и уже фактически кандидат Тен не боится, потому что будут партийные праймериз, а в них он — с его-то опытом — победит.

Составление партийного списка будет происходить сложно, потому что партийных «корзин» будет не 85, по количеству регионов, а несколько меньше — это означает, что Иркутскую область объединят еще с кем-то, может быть с Бурятией. За «чужого» кандидата голосовать будут менее активно. Сергей Тен отметил лишь, что в области избирателей больше, чем в Забайкальском крае и Бурятии. Хотя тут могут быть иные соображения федерального уровня — например, могут включить в список никому неизвестного в Прибайкалье жителя Москвы.

Задали депутату и вопрос о «Молодой гвардии Единой России», региональным отделением которой когда-то руководил Сергей Тен. За три года работы в должности начальника штаба МГЕР сам Сергей Тен приобрел полезный опыт, а вот про саму организацию что-то ничего не слышно. Этот факт признал (довольно неожиданно для присутствующих) и сам депутат, который сообщил, что сейчас организации нужны новые лидеры и ребрендинг. Участники встречи напомнили депутату мнение его коллеги Владимира Бурматова, который считает, что роль МГЕР в политике вообще исчерпана. Сергей Тен не поддерживает эту точку зрения: «взрослой» ЕР нужно молодое крыло, а рекрутирование молодежи во власть может длиться бесконечно.

«Платон» нам кто? Павел Степанов попросил объяснить, чем может грозить стране введение системы взимания платы с грузового транспорта, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, или так называемых «поборов в карман олигархов» и насколько уместны эти претензии. Сергей Тен признал актуальность темы, которую он сам считает «революционной для транспортной отрасли». Закон был принят еще в 2011 году, введение переносили с 2013 года на 2014, а затем и на ноябрь 2015 года. Все представители транспортного бизнеса знали о введении платы, но надеялись, что она не будет введена.

— Система эта правильная, потому что принцип формирования дорожных фондов опирается на принцип «чем больше ездишь, тем больше платишь». По решению президента РФ, озвученному на президиуме Госсовета, средства пойдут в регионы на строительство дорожной сети, и в 2016 году эта сумма будет 40 млрд. Сколько получит Иркутская область — зависит от работы депутатов Госдумы и губернатора, — пояснил Сергей Тен. — Мы уже снизили цену с 3,73 до 1,53 рубля. Поэтому посмотрим на процесс взимания средств, если план будет выполнен, то сумма останется.

Сергей Тен признал, что была введена система пост-оплаты, снижен размер штрафа и многие другие параметры работы «Платона». Система недостаточно эффективна в смысле работы с клиентами — то есть самими шоферами-дальнобойщиками, которые, возможно, впервые в жизни столкнулись с проблемой оплаты чего-либо через интернет, но проблема, признал Сергей Тен, не столько в заскорузлых пальцах работяг, сколько в глупости создателей системы — они посадили в колл-центр всего 40 операторов.

— Акции дальнобойщиков отчасти спланированы оппозицией, но по большей части государство само виновато, — констатировал Сергей Тен. — Бортовых устройств изготовили всего 150 тысяч, их не хватает, это вызвало скандал и ажиотаж.

Депутату не удалось убедить гостей клуба в своей правоте — как оказалось, послушать заместителя председателя комитета пришли не только студенты и журналисты, но и бизнесмены, которые не упустили случая высказать свои претензии. Никто не может понять, куда девают средства дорожного фонда: деньги собирают через транспортный налог, через акцизы — а дорог как не было, так и нет. Иркутская область гремела и в отчетах специальной команды ОНФ, и в сообщениях СМИ — отчеты об авариях на федеральной трассе звучат как сводки с фронта. Сергей Тен попытался уверить, что все плохо построенные дороги ремонтируют за счет подрядчиков, допустивших брак, и вообще все будет хорошо. Строятся путепроводы в Слюдянском районе, идет капитальный ремонт дороги «Вилюй», планируется строительство обхода Усолья-Сибирского. Более того, в 2015 году изменили ГОСТ на производства асфальта, который не менялся с 1980-х годов.

К концу встречи Сергей Тен так много и так подробно рассказал о проблемах и перспективах дорожной отрасли Иркутской области, что хотелось сказать: «Сергей Юрьевич, бросьте вы эту думу — идите министром дорожного хозяйства в правительство Иркутской области. Малая Родина вас точно не забудет!».

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014