Принципиальные отличия есть

2 апреля, 2014

Новый закон «О контрактной системе» был принят Госдумой в марте и подписан президентом в апреле 2013 года. Всего в законопроект поступило около тысячи поправок.

— Сергей Юрьевич, последние изменения одобрены Госдумой 28 декабря прошлого года. В частности, изменились сроки вступления в силу отдельных положений закона. Первые месяцы работы, и — затишье.

— На мой взгляд, изменения, которые стали основой нового закона, можно разделить на три условные части: существовавшие ранее в ФЗ №94 и перешедшие в ФЗ №44 с незначительными поправками, изменение норм и введение новых, но при сохранении правоприменительной практики, и новые положения, которые будут обкатываться в ходе работы нового закона. Следует также учесть, что в полную силу закон о контрактной системе заработает лишь с 1 января 2017 года. Что касается затишья, то, на мой взгляд, во-первых, сказались январские каникулы, во-вторых, многие в прошлом году сделали себе определённый задел на будущее. Думаю, в весенние месяцы государственные закупки начнут активизироваться.

— Закон — рамочный, это признают все. Чтобы он стал действенным механизмом нужно принять ни один подзаконный акт. Всё-таки, удалось убедить правительство снизить антидемпинговую границу для проектов капитального строительства?

— С учётом практики, мы с вами прекрасно знаем, что государственные закупки в сфере строительства и содержания дорог — одни из самых дорогих, поэтому к нам повышенное внимание и общественности, и контролирующих органов и, естественно, большая конкуренция на рынке. В принципе, на 1 января уже принято пять приказов минэкономразвития в 65 постановлений правительства в развитие ФКС. При министерстве транспорта будут созданы наблюдательные комиссии, которые будут отслеживать применение ФЗ №44 в отношении дорожной отрасли. К маю рабочая группа по заданию президента должна обобщить практику применения нового законодательства и подготовить рекомендации по его доработке. Думаю, что этот год станет годом становления, обучения всех участников обеспечения государственных и муниципальных нужд и годом внесения поправок. Закон подобного масштаба — это живой постоянно развивающийся организм. Например, за пять лет существования ФЗ №94 в него было внесено порядка 22 поправок, последние — в июне 2013 года — касаются способов расторжения госконтракта. Отмечу, что в соответствии с новым законом включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у подрядчика права на аналогичный отказ.

— И всё же, на Ваш взгляд, какие отличия от ФЗ №94 принципиальны для дорожной отрасли?

— Что качается принципиальных отличий, то остановлюсь на нескольких моментах. В дополнение к старым способам определения подрядчиков вводятся новые, например, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона. Оговариваются особенности исполнения контрактов: в планах закупки мы предоставляем способы достижения целей закупки, а в планах-графиках обосновываем не только начальную, максимальную цену контракта, но и принцип определения подрядчика. Устанавливается обязательное требование к заказчику о проверке отсутствия участника закупки в реестре недобросовестных исполнителей. Ужесточаются требования к содержанию банковской гарантии — подрядчик должен располагать достаточной финансовой базой, чтобы участвовать в государственных торгах. Это поможет убрать с рынка закупок недобросовестных исполнителей. Естественно, для дорожной отрасли важна предквалификация. Сегодня помимо ценового критерия заказчик обязан применять, как минимум ещё два критерия оценки. Это может быть наличие финансовых ресурсов, оборудования, материальных ресурсов для исполнения контракта, специалистов с определённым уровнем квалификации. В конце прошлого года, ещё до вступления нового закона в силу, в него был внесён большой блок поправок, в частности, о продлении сроков создания контрактных служб до 31 марта 2014 года. Это значит, что база данных о ценах на рынке товаров и услуг для госзакупок должна быть полностью сформирована. Появятся нормы обоснования и планирования госзакупок «на срок действия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». К 2015 году планируется подготовить и ввести в действие единую информационную систему в сфере госзакупок, создать единый каталог товаров и услуг, облегчающий поиск заказов поставщиками. До 2017 года начнут действовать положения об обязательном общественном контроле и обсуждении отдельных закупок, а также запрет на внеплановые закупки, в полную силу заработает общественный мониторинг.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014