МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Скачать С.Ю.Тен_интервью_макет Дорожная держава.pdf
Качество, новые технологии, ИТС, развитие дорожной отрасли в условиях санк-ционного давления – это основные темы, которые станут наиболее обсуждае-мыми на форуме «Дорога 2022» в Казани. Их актуальность не будет исчерпана и в дальнейшем. На вопросы о том, какие законодательные документы при-няты за последние несколько месяцев, какие созданы механизмы переходного периода для перестройки отрасли в новых реалиях, отвечает Сергей Тен, пер-вый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, имуще-ственным и земельным отношения, руководитель федерального партийного проекта «Безопасные дороги».
– Сергей Юрьевич, ситуация в мире такая, что она меняется буквально ежеминутно и – еще один парадокс – непредсказуемо. Что вы можете сказать в связи с этим применительно к дорож-ной отрасли?
– Считаю, что часть решений опе-ративно приняты на уровне Пра-вительства, Государственной Думы РФ. Но, процесс не стоит на месте и, что, важно продолжа-ются дискуссии, идет наработка новых идей и решений. Дорож-ников поддержали, разрешив ре-структуризировать плавающую ставку займа с переходным пери-одом, заказчики могут устанавли-вать в качестве аванса до 90% от цены контракта. Был расширен перечень случаев, при которых можно осуществлять закупки для государственных и (или) муни-ципальных нужд неконкурент-ным способом. Ввели ускоренный вывод строительных материалов,изделий и конструкций на рынок, упростив процедуры подтвержде-ния пригодности их использова-ния. Предусмотрели возможность изменения существенных условий госконтрактов при ремонте, со-держании дорог общего пользо-вания федерального значения. Расширили перечень объектов инфраструктуры, которые будут строиться в соответствии с требо-ваниями «транспортного закона». А это значит, что можно не менее чем на год ускорить строительство дорог, социальной и промышлен-ной инфраструктуры.
– Президентом поставлена задача обеспечить расширение транс-портных коридоров и приве-дения 85% федеральной и 60%региональной сети автомобиль-ных дорог в нормативно-экс-плуатационное состояние. Если по федеральной сети вопросов в принципе не возникает, то как дела обстоят, на ваш взгляд с ре-гиональной сетью дорог?
– Россия разная. Что хорошо для центральной ее части, крайне не-достаточно для регионов Сибири и Дальнего Востока. Для развития территорий с низкой плотностью населения нам необходимо пла-номерное развитие транспорт-ной инфраструктуры. К примеру, проект БКД предусматривает при-ведение в нормативное состояние сети автодорог всех агломераций, есть понимание развития на бли-жайшие годы федеральных ав-томобильных дорог, но при этом есть потребность в реализации капиталоемких проектов в самих территориях, и нужно продумать механизм их финансирования с государственной поддержкой. Мы сегодня по Дальнему Востоку утвердили отдельную программу социально-экономического разви-тия, где определены цели в части транспортной инфраструктуры. Надо синхронизировать работы в этом направлении с учетом Сибири. К примеру, в моей Ир-кутской области стоит задача при-ведения в нормативное состояние опорной сети региональных ав-тодорог протяженностью 2219 км из, прошу задуматься, из 31000 км. На мой взгляд, важно рабо-тать на федеральном уровне в сторону увеличения финансиро-вания для этих регионов, с учетом протяженности сети автодорог и площади данных субъектов. С другой стороны, мы должны максимально унифицировать проекты. Все капитальные ре-монтные работы на мостовых соо-ружениях должны вестись только с использованием технологий ин-формационного моделирования. Не исключается и применение типовых решений для многократ-ного применения. Это обеспечит качества выполнения работ за счет применения передового опыта, технологий, материалов. Так, литые асфальтобетонные смеси хорошо ведут себя на покрыти-ях мостовых сооружений, но при этом данной технологией владеют единицы организаций. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы в каждом субъекте могли работать с этим материалом эффективно, а не только ямы заделывать. Очень важный момент – не видно работы по ГОСТу «Дороги с низкой ин-тенсивностью движения» (введен в 2020 году), использование кото-рого может стать хорошим реше-нием для большого количества автомобильных дорог и не только в восточных регионах. Думаю, что здесь важна ответственность ру-ководителей на местах, которые могут принять собственные про-граммы строительства дорог с низкой интенсивностью движе-ния с облегченными конструкция-ми дорожной одежды. В принципе, нужно помнить, что когда пре-зидент Владимир Путин говорил про инвестиционный климат, это, в том числе, касалось и дорожного строительства.
– Вы стали федеральным курато-ром партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», какие основные задачи ставите, как намерены их решать?
– Нами принято решение изменить структуру путем создания проект-ного комитета – это гибкая форма работы, которая позволяет опера-тивно обсуждать имеющиеся про-блемы и вырабатывать варианты их решения. Особое внимание мы уделим техническим решениям и цифровым технологиям в сфере транспорта и транспортной ин-фраструктуры, поскольку это, прежде всего, безопасность, каче-ство и профилактика. Актуаль-ными остаются вопросы создания безопасной среды для водителей и пешеходов, снижение детского дорожно-транспортного травма-тизма, повышение, в принципе, знаний правил дорожного дви-жения, их соблюдения. Считаю необходимым вывести на новый уровень работу комиссий по без-опасности дорожного движения. Руководителям регионов необхо-димо возглавить работу комиссий на местах. Следует заметить, что многим субъектам удалось суще-ственно изменить подход к ПДД, снизить смертность и травматизм. Сегодня ежегодно каждый соб-ственник автомобильных дорог должен утверждать перечень аварийно-опасных участков, разра-батывать первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных проис-шествий. Хотя, на мой взгляд, данному документу уделяет-ся не достаточно внимания. Мы планируем в рамках партийного проекта взять на контроль испол-нение намеченных мероприятий.
– У проектного комитета уже есть тема, которую вы взяли в работу?
– Обсуждена тема развития систем весового контроля, внимание уделено законодательному ре-гулированию и правопримени-тельной практике. Тема важная, мы должны не только приво-дить в нормативное состоя-ние наши дороги, но думать об их сохранности и увеличении срока эксплуатации. Сегодня в федеральном проекте «Обще-системные меры развития до-рожного хозяйства» установлены целевые показатели по развитию системы весогабаритного кон-троля на сети автомобильных дорог федерального и региональ-ного значения. Ространснадзор наделен функциями контроли-рующего органа на пунктах ве-сового контроля. Введено в законодательство понятия зоны весового контроля. Принята на законодательном уровне система штрафных санкций на перевозчи-ка и грузоотправителя.
В рамках реализации нацио-нального проекта «Безопасные качественные дороги» планиру-ется к 2024 году создать не менее 587 АПВК на федеральной сети дорог; 366 постов весового кон-троля в автоматическом режиме установить на региональной сети дорог. Но сегодня только 20% ре-гиональных дорог построены под современную нагрузку на ось. Есть проблемы, связанные с оста-новкой транспортных средств со-трудниками Ространснадзора. Растет количество транспорта, перевозящего насыпные грузы с существенным превышением до-пустимых нагрузок. Есть вопросы и к Минпромторгу в части вы-пускаемых автомобилей под на-грузку, для которых нет дорог общего пользования. Процветает преднамеренное сокрытие госу-дарственных номеров и уклоне-ние от процедур взвешивания. Сегодня в Государственной Думе есть ряд правительственных зако-нопроектов, которые направлены на совершенствование действую-щего законодательства в вопро-сах сохранности автомобильных дорог. Все они должны рассма-триваться в осеннюю сессию. Есть несколько предложений решения проблемы: лицензирования гру-зоперевозок и ужесточения нака-зания за уклонение от процедуры взвешивания, наведения порядка в администрировании действую-щего законодательства , выпуск грузовых машин с датчиками на-грузки.
– Сергей Юрьевич, мы с вами по традиции встречаемся в канун Дня дорожника, вы сами посвя-тили этой профессии немало лет. Руководили известным дорож-но-строительным предприяти-ем, в Государственной Думе два созыва работали в Комитете по транспорту… Настоящий дорож-ник! Что вы пожелаете своим друзьям, коллегам, партнерам?
– С большим уважением отношусь ко всем профессиям в дорожной отрасли, ко всем специалистам, и особенно к тем, кто работает на линии, – это непростой, само-отверженный труд. Думаю, для каждого, кто связал свою жизнь со строительством и содержани-ем дорог, дорога – это жизнь. И огромное счастье, когда там, где были только направления, появ-ляются современные трассы. Наша отрасль переживала и взлеты, и падения, но выстояла и сегодня показывает достойный результат. Мы научились строить качествен-ные дороги! Всем желаю здоровья, мира и уверенности в завтраш-нем дне. А России – победы, будет наша страна независимой и сво-бодной, мы с радостью и дальше будем работать для ее блага. Бла-гополучия и процветания!