Шлагбаум для инноваций
Скачать KRSN.RG.E.15.20.04.17.pdf
В столице Приангарья прошла специализированная выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», в рамках которой участники круглых столов –представители профильных ведомств, дорожники, крупнейшие производители строительных материалов и эксперты обсудили ключевые вопросы отрасли. В числе главных проблем, тормозящих ее развитие, называлось несовершенство действующей нормативно-технической базы, определяющей правила игры на рынке. Одни ее положения безнадежно устарели и фактически не работают, другие препятствуют внедрению инноваций, мешают работать наиболее эффективным и добросовестным организациям.
Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен, выступая на круглом столе «Современные технологии и инструменты управления в дорожном хозяйстве. Опыт применения и перспективы использования», отметил, что основными приоритетами должны стать рациональное расходование средств на строительство и содержание автомобильных магистралей, повышение надежности инфраструктуры и безопасности дорожного движения.
— Необходимо запустить механизм качественных изменений нормативно-технической документации, упростить порядок применения инновационных технологий и стройматериалов. Целесообразно разделить полномочия по двум техническим регламентам «Безопасность зданий и сооружений» и «Безопасность автомобильных дорог», передать компетенции по совершенствованию нормативной базы в области дорожного хозяйства от минстроя России минтрансу, — считает парламентарий.
Участники рынка обращают внимание на то, что сейчас органы экспертизы зачастую применяют устаревшие нормы и правила. Стремление во что бы то ни стало сократить расходы не позволяет применять прогрессивные, долговечные, а, значит, более дорогие конструкции и материалы. Нередко после экспертизы проектировщик вынужден отказываться от предусмотренных проектом современных решений — в пользу не инновационных, зато содержащихся в нормативной базе.
Сергей Тен убежден: такой подход вреден, поскольку не способствует продвижению новых материалов, наукоемких технологий. По его мнению, при производстве дорожных работ все согласования должны проходить по упрощенной процедуре. Даже в том случае, когда нормативная база и расценки не утверждены в установленном порядке. Выходом могло бы стать создание ведомственной государственной экспертизы.
Еще одна головная боль дорожников и властей — действующая редакция 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Фактически она устанавливает единственную форму государственных закупок — аукцион. Главным фактором при определении победителей здесь выступает заявленная цена. Остальное не так уж важно.
–А в результате снижается качество работ, многие дорожно-строительные компании не только отказываются от внедрения инноваций, но и сокращают свои инвестиционные программы, –
отмечает Сергей Тен. — Обсуждения идут практически на всех профессиональных и экспертных площадках, однако ни Федеральная антимонопольная служба, ни министерство экономического развития, ни министерство финансов РФ нас не слышат. Подавляющее большинство экспертов настаивают: в первую очередь, должна оцениваться репутация участника торгов, его опыт при выполнении подобных работ и их качество. Только после этого имеет смысл рассматривать цену предложения. По мнению специалистов, распространить такую практику нужно как на государственные, так и на муниципальные контракты, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом дорог и сооружений.
Без снятия имеющихся нормативных ограничений под вопросом оказывается решение важнейших государственных задач. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года особая ставка делается именно на внедрение инноваций. Одним из приоритетных направлений в документе определено создание интеллектуальных транспортных систем. Они призваны принципиально изменить ситуацию с безопасностью на дорогах, снизить износ инфраструктуры.
Задачей номер один, в том числе для Иркутской области, Сергей Тен считает создание автоматизированных систем контроля правил дорожного движения. Еще одно важнейшее направление – внедрение эффективных технологий весового контроля, функционирующих в автоматическом режиме. Причем, работать они должны не только на некоторых трассах федерального значения, как сегодня, а на автомобильных дорогах всех категорий. Спикеры прошедшей на выставке дискуссии особо подчеркивали, что благодаря «умным» технологиям, которые несут массу возможностей для повышения эффективности работы всей отрасли, власти фактически получают рычаги для управления многими процессами в онлайн режиме. Как следствие, повышается своевременность принятия решений о тех или иных мерах в процессе эксплуатации автомобильной дороги, оптимизируется организация транспортных потоков. Свои плюсы от внедрения автоматизированных систем — к примеру, доступ к актуальной информации о дорожной обстановке –получают,разумеется, и водители. Сергей Тен полагает, что процесс модернизации дорожной отрасли ускорит создание во всех российских регионах специальных центров по организации дорожного движения, куда, по замыслу авторов проекта, будет стекаться информация с автоматических систем слежения и контроля. Впрочем, и этот замысел пока упирается в отсутствие необходимой нормативной базы, по крайней мере, закона об организации дорожного движения, появления которого уже давно ждут все участники отраслевого рынка.