Сергей Тен: Вопросы дорожного строительства надо решать системно
8 октября в Новосибирске прошло заседание президиума Государственного совета под председательством президента РФ Владимира Путина.
Заседание было посвящено вопросу совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны.
Вопросы, поставленные на госсовете, прокомментировал Заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен.
- Сергей Юрьевич, в своем выступлении Президент затронул острые проблемы дорожного хозяйства. В первую очередь, глава государства поднял вопрос о соотношении цена- качество в дорожном строительстве. Почему в России дороги называют буквально «золотыми».Эта проблема всегда была болезненной, вызывала много вопросов в обществе, почему она не изжита до сих пор?
- Вопрос стоимости строительства автомобильных дорог регулярно поднимается. При всем при том, что ведущие научные институты уже проводили работу по сравнению стоимости объектов с зарубежными странами в расчете на один километр. В ходе исследования было доказано, что дешевле нас, дороги строят только в Китае, но там и другие климатические условия.Считаю, если такие вопросы возникают снова и снова, значит, Министерство транспорта РФ недостаточно эффективно проводит работу по анализу стоимости строительства объектов и стоимости дорожных строительных материалов. Необходимо систематизировать работу , проводить регулярные мониторинги, с периодичностью, хотя бы раз в два года.
- Кроме всего прочего, Президент поднял вопрос об ответственности проектировщиков за качество дорог. Основной акцент был сделан на то, что Главгосэкспертиза – должна стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве. Также был поставлен вопрос об увеличении срока службы дорожной одежды, применении новых материалов в строительстве. На ваш взгляд, почему существует такая проблема проектами, и применением новых материалов, ведь по всей России регистрируются тысячи патентов в области новейших технологии в дорожном строительстве. Почему нельзя их использовать?
- Проблема качества проектной документации, применения конструктивных решений, их эффективности вызывает много вопросов.
На мой взгляд, необходимо вернуть процедуру технико-экономического обоснования объектов и инвестиций. Полностью согласен с президентом, что Главгосэкспертизадолжна быть локомотивом технического прогресса в дорожном хозяйстве. На данный момент, эта структура, к сожалению, статична. Проще, работать по существующему нормативному перечню, чем согласовывать инновационные материалы. Знаю примеры, когда подрядные организации, под свои гарантийные обязательства, продвигают новые технологии, порой это занимает от 5до 7 лет. Конечно, в вопросе применения новейших технологий есть свои нюансы. Государство обязано обеспечивать мониторинг инноваций, потому что заинтересованно в конечном качественном результате. Предлагается масса технологии и материалов с сомнительной эффективностью, применение которых необходимо пресекать и запрещать. На мой взгляд, для того и существуют НИОКР, экспертизы, опытные проекты, что бы системно работать, а главное быть заинтересованным в конечном результате, независимо от того , заказчик ты, подрядчик, собственник или Главгосэкспертиза.
- Важным пунктом обсуждения стал вопрос сохранности автодорог. В частности, из-за воздействия на них тяжеловесных крупногабаритных грузов. Как автор проекта об ограничении движения тяжеловесов, что вы можете сказать по этому поводу?
- Это один из важнейших вопросов в сфере дорожного хозяйства. Фактически привести сеть автомобильных дорог в нормативно-эксплуатационное состояние, не решив вопросы контроля за движением тяжеловесных транспортных средств и наполнения дорожных фондов субъектов Российской Федерации, невозможно.
В настоящее время ущерб, причиняемый автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, превышает выделяемые бюджетные ассигнования на дорожную деятельность. Мы можем массово строить высококлассные дороги, однако, все усилия будут тщетны, если дорожная одежда будет эксплуатироваться без соблюдения конструктивных параметров.
- Сергей Юрьевич, что вы можете сказать по поводу необоснованного роста цен так называемые инертные дорожно-строительные материалы – проще говоря, гравий, песок, щебень и так далее. Часто их цена искусственно завышается в несколько раз.
- Рост цен на строительные материалы, конечно, беспокоит дорожные организации, но неправильно рассматривать этот вопрос с точки зрения дорожного строительства, это проблема всего строительного комплекса. У нас в стране доступ к полезным ископаемым настолько бюрократизирован, что необходимы годы, для того чтобы начать разработку нового месторождения.
Необходимо законодательно решить вопрос с понятием «местного монополизма», то есть, когда собственники месторождений или их коммерческие структуры бесконтрольно повышают стоимость щебня или песка с целью получения сверхприбылей. Надо упростить процедуру доступа дорожных организаций к притрассовым карьерам. Что положительно скажется и на сроках строительства и на стоимости построенных километров.
До конца года, мы планируем внести в Государственную думу Законопроект по внесению изменений в закон «О недрах», который призван упростить процедуры использования участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых, применяемых для строительства и реконструкции линейных объектов с целью сокращения стоимости и сроков строительства. Это особенно важно для Сибири и Дальнего Востока, так как территории имеют участки недр в непосредственной близости с объектами, что, несомненно, скажется на сроках и стоимости строительства в сторону уменьшения.