В гостях у депутатов Госдумы

16 декабря, 2016

Сергей Тен

У Сергея Тена, в отличие от его коллег-иркутян, в работе мало что изменилось. Будучи самым молодым по возрасту из всех политиков, представляющих регион в Госдуме, он — самый опытный. Этот созыв Госдумы для него второй. Кабинет не поменял, комитет — тоже.

Но когда мы заглянули к депутату в кабинет, вид у него был довольно уставший. Утром прилетел из Иркутска, уже побывал на куче совещаний, давал комментарии федеральным СМИ по новым законопроектам.

Эмоциональная перезагрузка и восстановление энергии у Сергея Тена сопровождаются распитием чая с мёдом. На рабочем столе, помимо папок с бумагами, фотография семьи и икона Николая Чудотворца. Серей Тен — человек православный. Причем православие идёт по отцовской линии, от бабки-кореянки.

— А почему икона именно Николая Чудотворца? — спрашиваем мы.
— Я всё думал, кто же из святых является небесным покровителем дорожников? Решил, что Николай Чудотворец — он помогает тем, кто в пути. Дорожники же все такие — «старость меня дома не застанет — я в дороге, я в пути», — улыбается Сергей.

Для него работа в нынешнем созыве Госдумы — продолжение большого марафона, начавшегося еще в 2011 году, когда он был впервые избран в федеральный парламент. Перерыва в работе практически не было, если таковым не считать избирательную кампанию, проходившую более чем напряжённо.

Сергей Тен представляет нам своих сотрудников, которые размещаются в этом же кабинете: Виктория, она работает в команде недавно, всего пару месяцев; помощники депутата Дмитрий и Андрей — кстати, многодетные отцы (так же как и сам Тен), на двоих у них девять детей; Евгений Зеленов — руководитель аппарата, Герой России (военный летчик, работавший во всех горячих точках), сам дважды избирался депутатом Госдумы.

Интересуемся у Сергея Тена, от каких дел мы его оторвали.

— Готовлюсь докладывать по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Административный кодекс. Речь идет о нашем предложении запретить ездить на лысой резине, летней, зимой (с 1 декабря по 1 марта) и на шипованной — летом (с 1 июня по 1 сентября). Мы предлагаем внести отдельную статью, устанавливающую штраф в 2 тысячи рублей. Это вопрос безопасности, большой процент аварий дают такие нарушения. Тема вызвала большой интерес. Я, честно говоря, с таким количеством федеральных телеканалов ещё никогда не работал. За два дня побывал на РБК, ОТР, «Вести-24», дал комментарии НТВ, РЕН ТВ и другим. Конечно, введение штрафов — это история непопулярная. Много споров, вопросов — как же госавтоинспекторы будут исполнять норму закона? На самом деле, очень просто: есть специальная линейка (глубинометр), с помощью которой определяется остаточная глубина рисунка протектора. Кроме того, сейчас многие производители ставят специальный индикатор, который стирается по мере износа шины, в этом случае можно невооружённым глазом увидеть её состояние. Мы занимаемся этой темой уже три года.

Сергей Тен на секунду отвлекается от разговора, спрашивает у Виктории, в силе договоренность с министром образования Васильевой о завтрашней встрече или нет. «Всё в силе», — подтверждает секретарь. Тема касается иркутских вузов.

— Есть у нас в работе еще один законопроект — поправка в закон о недрах, чтобы упростить процедуру отвода участков, где расположены полезные ископаемые — грунт, песок и так далее, упростить получение этих материалов для строительства линейных объектов. Президент дал соответствующее поручение еще на заседании Госсовета в 2014 году, там было четко всё прописано. Но не секрет, что даже поручениям президента для законодательного воплощения нужна движущая сила. И мы над этим работаем. Я вносил законопроект от себя, потом правительство попросило отозвать, и они вносили этот же документ от себя. Мы пошли на это, тем более работали над законопроектом вместе.

Ещё в работе у Сергея Тена тема по дорожным фондам. Это один из основных вопросов, которым он занимался в Госдуме прежнего созыва и продолжил в нынешнем.

— Мы муниципальные дорожные фонды отбили дважды: первый раз, когда было доказано, что они нужны, а второй раз — когда были попытки ограничиться дорожными фондами только на уровне районов и городских округов. Сначала я тоже считал, что нужно укрупнить и собрать всё в один кулак. Но сейчас уже очевидно (спасибо за долгие споры, многочасовые дискуссии главам муниципалитетов), что дорожные фонды нужны и на уровне поселений. Пусть там будет 500—600 тысяч рублей, но это их деньги, на которые они могут лишний раз грейдер пустить или снегоуборочную технику. В целом я считаю, что муниципальные дорожные фонды надо полноценно пополнять. Сейчас они получают 10 % от акцизов за нефтепродукты. Остальные деньги зачисляются в региональный дорожный фонд. Но есть примеры в других регионах, где муниципалитетам отдали не 10 %, а 15, 20, и это дает хороший результат. В Бюджетном кодексе записано — не менее 10 %, а ты можешь отдать хоть 50 %.

По мнению депутата, которое он разделяет с ассоциацией РАДОР (Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами — объединяет всех представителей исполнительной власти регионов, курирующих дорожное хозяйство. — Прим. ред.), в дорожные фонды также нужно отдавать деньги от штрафов за нарушение ПДД (в Иркутской области речь идет о 400 миллионах рублей). За аренду земли под рекламные конструкции в полосе отвода федеральных автотрасс деньги давно уже идут в федеральный дорожный фонд. Почему не принять такое же правило по областным и муниципальным дорогам?

— А как насчет транспортного налога? Куда его лучше зачислять — в региональные или муниципальные дорожные фонды?

— Я считаю, что транспортный налог — это неправильный финансовый механизм, — ошарашил нас Сергей Тен. — Когда создавалась система дорожных фондов, исходили из принципа «пользователь платит». Но транспортный налог — это не пользователь платит, а владелец, независимо от того, ездит он или стоит. Акциз — правильный платеж, здесь пользователь платит: чем дальше ты едешь, тем больше платишь. А транспортный налог я воспринимаю как налог на роскошь. Почему его не отменяют? Пока заменить нечем, это всё же 90 миллиардов рублей в год.

— А как же города? Качество дорог в них серьезно хуже, чем на федеральных автотрассах. Федерация перестанет инвестировать?

— Нет, не перестанет. Сейчас по инициативе президента запускается проект «Безопасные качественные дороги». Города-миллионники получат по миллиарду рублей. Речь идет о 13-14 городах.

— А у нас неоформленная агломерация… Попадаем мимо дров?

— Мы будем участвовать в конкурсе среди 20 других городов. Там такое требование: участвуешь в конкурсе, выполняешь дорожные работы за свой счет, а уже потом федерация тебе компенсирует затраты. Речь идет о значительных инвестициях в городскую инфраструктуру.

Но дороги — не единственная тема Сергея Тена. Ему принадлежат поправки в законодательство об экологической экспертизе. Дело в том, что по нынешнему закону экологическая экспертиза требуется для всех строящихся объектов в радиусе 200 километров от озера Байкал. Сюда попадают и Усолье, и Черемхово, многие другие города и веси, никакого отношения не имеющие к водосборной системе Байкала. Но по действующему законодательству без экологической экспертизы не построишь ни школу, ни садик, ни склад, ни дом. А это — дополнительное обременение для строительства.

— Сейчас обсуждали у Николаева этот законопроект. Я предлагаю оставить обязательную экологическую экспертизу только в центральной экологической зоне Байкала, то есть непосредственно на территории, которая прилегает к озеру. А во всех остальных территориях вернуть прежний порядок.

Законопроект вносила группа депутатов, в составе которой был и Сергей Тен. Но после выборов в Госдуме остался всего один автор документа. И сегодня ему нужна поддержка представителей региона.

— Коллеги меня поддерживают. Округ Андрея Чернышева это меньше всего касается, там только Казачинско-Ленский район попадает. А округ Алексея Красноштанова и мой, безусловно, законопроект напрямую затрагивает. Николай Николаев также поддержал, готов провести круглый стол на эту тему с экспертным сообществом.

Еще один нашумевший законопроект Сергея Тена — о конфискации имущества за крупные коррупционные преступления.

— Пока не знаю, какова будет его судьба. Пойду разговаривать с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым, он до Госдумы был замом главы Следственного комитета России, — говорит Тен и тут же обращается к своим помощникам, — подберите мне всю нашу переписку с Верховным судом, с Генпрокуратурой. Попробую пробить эту тему в новом составе Госдумы, прежний не удалось убедить. Мы ждали приговоров в отношении Хорошавина, Гайзера, это были бы показательные вещи. У Хорошавина миллиард нашли. И я хочу понять, как эти деньги вернутся государству.

Новости по теме

Рейс без лицензии

2 декабря, 2019

А можно в объезд?

4 октября, 2018

В шаге от новой эры

29 января, 2018

«Правильные» шины

21 октября, 2016

Бетонный "скоропорт"

26 февраля, 2016

Частный случай

19 февраля, 2016

Новая пятилетка

17 декабря, 2015

Нити добра

17 декабря, 2015

Дорожный штурм

18 августа, 2015

Экспертное мнение

27 октября, 2014

Дорожная карта

6 октября, 2014

Опасная резина

20 марта, 2014