Дороги будущего, транспорт настоящего

14 мая, 2018

Ольхон скоро обзаведётся асфальтированной дорогой, в обозримом будущем все федеральные трассы будут соответствовать нормативам, Иркутск уже входит в десятку российских городов по числу электромобилей, а беспилотники в России через десяток лет могут стать обыденностью. Тактика и стратегия развития отрасли стали ключевыми темами выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», которая в 24-й раз прошла в «Сибэкспоцентре». Экспоненты и посетители оценили возможности единственной в регионе площадки для столь масштабных мероприятий, участники деловой программы обсудили, как будет развиваться отрасль, крайне важная для всей экономики страны. Новейший тягач «КамАЗ» с едва заметным рывком трогается с места и начинает медленно катиться. Сидящий за рулём водитель в его управление почти не вмешивается, вместо первой передачи включена «нейтраль», а двигатель заменяет один из шести участников турнира по силовому экстриму «Богатырь Байкала». В том, что он состоялся на территории «Сибэкспоцентра», у иркутян есть законный повод для гордости – не в каждом городе Восточной Сибири есть площадка, способная принять и соревнования российского уровня, и крупную выставку с насыщенной деловой программой. А в том, что состязания после долгого перерыва прошли в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», есть определённый символизм. Развитие отрасли, жизненно важной для экономики России, требует от всех к ней причастных столь же значительных усилий, что для одного человека – кантовка покрышки от трактора К-700 или упражнения с увесистой штангой, усиленной автомобильными колёсами.

Нужны комфорт и безопасность

На транспорте по всей стране сегодня работает более 2 млн человек. «Основные задачи отрасли сводятся к повышению эффективности государственного управления, сохранению существующей инфраструктуры, строительству новой и реконструкции старой инфраструктуры, сбалансированному развитию всех видов транспорта, – подчеркнул член комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Сергей Тен, который был модератором центральной для деловой программы выставки научно-практической конференции по развитию инфраструктуры. – Важнейшей целью является повышение качества и доступности транспортных услуг для населения. Если мы говорим про автомобильные дороги, то пользователям нужны комфорт и безопасность, отсутствие пробок и долговечность трасс. В других отраслях транспорта задачи схожи, но перекосов в пользу какой-нибудь одной из них быть не должно». Поэтому на выставке и «Иркутскжелдорпроект» и Восточно-Сибирская железная дорога запросто соседствовали с дорожной службой Иркутской области, поставщиками машин, сырья и оборудования для ремонта и строительства автотрасс. В целом участниками выставки, которая проходит уже в двадцать четвёртый раз, стали 52 компании. На открытой площадке можно было во всех деталях изучить 20 разнообразных дорожных машин, не считая специального оборудования. Каждый старался по-своему удивить посетителей. На стенде ВСЖД, например, действовала миниатюрная железная дорога с вокзалом, несколькими путями и стрелками, по которой бегали «Сапсан» и грузовой состав. ООО «Моноход», торгующее «городским транспортом будущего», выставила гироскутеры и электросамокаты. А ООО «Фаворит-моторс», которое поставляет электромобили из Японии, привезло самый настоящий Nissan Leaf, мимо которого не смог пройти ни один посетитель выставки. Никто не препятствует всем желающим в деталях осмотреть машину и посидеть за рулём – искушение, которому трудно противостоять. «Шайба» с кнопкой вместо рычага переключения передач, цифровые экраны – ощущения такие же, как в детстве, когда четверть века назад довелось впервые оказаться в японской иномарке, казавшейся «космолётом» на фоне привычных «Жигулей». Восьмилетним мальчишкой чувствуешь себя и тогда, когда на открытой площадке ходишь вокруг внушительных грузовиков и автобусов, а в финале обнаруживаешь гусеничный вездеход «ГАЗ-34039». В этот момент прекрасно понимаешь тех, кто фотографируется на фоне необычной машины. И думаешь, что если зарегистрированных участников привлекают деловая программа и возможность «себя показать», то значительную часть посетителей на выставку влечёт любопытство. Внутренний голос журналиста, впрочем, тут же подсказывает: если десять лет назад с выставкой был совмещён автосалон, так что главными героями были новые машины, то сейчас всё большее внимание уделяется проблемам и перспективам отрасли. И если не считать, что транспортной инфраструктуре традиционно посвящают минимум один круглый стол Красноярского экономического форума, в Восточной Сибири не найдёшь такую площадку, где бы о них столь серьёзно говорили столь крупные фигуры. У каждого дорожника и транспортника свои мотивы для участия. «Для нас выставка с каждым годом становится всё интереснее, – рассказал специалист коммерческого отдела ООО «Реализация нефтепродуктов – Спектр» Алексей Шатунин. – Мы представляем дистрибьютора компании «Роснефть» по битуму, и видим, что из года в год становится всё больше заказчиков – организаций, который производят уже готовый асфальт и нуждаются в нашей продукции. Поэтому для нас данная выставка очень актуальна». Кроме того, «Сибэкспоцентр» является единственной площадкой на территории Восточной Сибири, где проводятся отраслевые мероприятия подобного масштаба. Это привлекает не только отечественные, но и зарубежные компании. Например, известного во всём мире немецкого производителя оборудования для дорожной разметки Hofmann. Стенд компании был выставлен в Иркутске впервые. «Задача состояла в том, чтобы познакомиться с участниками рынка дорожной разметки – теми, кто её наносит, – и по возможности предложить им нашу технику, – заметил региональный руководитель отдела продаж Сергей Сахнов. – Она выполнена частично. У нас на стенде побывали пять фирм, которые наносят разметку. Сама выставка интересная. Я лично как участник дорожно-строительной отрасли с информационной точки зрения много что почерпнул». А индивидуальный предприниматель Вартан Восканян из Иркутска, встретившись на выставке с представителями ООО «Филтэкс», приобрёл у компании самосвал FAW.

В сторону Байкала

Если экспоненты и посетители из числа предпринимателей решали в основном тактические задачи, то деловая программа выставки была посвящена стратегии. Последнюю можно описать тремя словами: качество, доступность, безопасность. Как сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, выступая в ходе научно-практической конференции «Перспективы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Реализация новых проектов», по итогам 2017 года уже 77,9% федеральных автомобильных дорог соответствуют нормативным требованиям. В абсолютных цифрах это 39 тыс. км. В прошлом году построены 56 км и реконструированы 174 км автотрасс – на 8% больше, чем годом ранее. Планы на 2018 год подразумевают более существенные расходы и более амбициозные цели. Предполагается строительство и ввод в эксплуатацию 146 км новых дорог. Если добавить работы по реконструкции, эта цифра увеличился до 275 км. «Предусмотрен старт 29 новых проектов строительства и реконструкции, – добавил Астахов. – За последние несколько лет мы практически не начинали новые объекты ввиду отсутствия средств, но сейчас правительство, памятуя наказ президента, разрешило нам приступить к строительству новых участков». Благодаря этому, а также за счёт ремонта, в конце нынешнего года почти 83% протяжённости федеральных трасс будет соответствовать всем нормативам. На региональном уровне в прошлом году было построено и введено в строй после реконструкции почти полторы тысячи километров дорог. Если говорить о денежных затратах, то план на 2018 год остаётся примерно на том же уровне. «Наша надежда на то, что новое правительство прислушается к поручениям президента России, озвученных в послании Федеральному Собранию в части увеличения объёма финансирования дорожного хозяйства субъектов», – отметил генеральный директор ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. Иркутская область своими силами пока реконструирует 24 км дороги Иркутск – Большое Голоустное и около 15 км трассы Таксимо – Бодайбо. «Мы будем до 2019-2020 года вводить эти дороги», – сообщила министр строительства и дорожного хозяйства региона Светлана Свиркина. В то же время предусмотрена реконструкция 20 наиболее сложных километров дороги от Жигалова до Казачинского. Чуть позже – в 2020-2021 годах – в строй введут большой участок трассы Киренск – Казачинское. Федеральное финансирование планируют привлечь на то, чтобы продолжить расширение Байкальского тракта ещё на 8 км, до 29-го километра. «На сегодняшний момент получена виза председателя правительства России на рассмотрение этого вопроса», – уточнила Свиркина. Помимо этого за счёт федеральных средств региональные власти надеются реконструировать мост через Лену у села Тутуры в Жигаловском районе. По плану в 2019 году должны начаться работы на Ольхоне. На этот счёт есть поручение президента уложить твёрдое покрытие вместо существующей на острове грунтовки. Это логично, если учесть существующие расчёты, по которым интенсивность движения на острове может вырасти с 912 автомобилей в сутки в 2018 году до 1989 машин в сутки в 2038 году. Учитывая это, проектировщики предлагают создать асфальтовую дорогу до Харанцов. На участке до Хужира при этом планируется проложить велодорожки, установить интеллектуальные системы оценки дорожной обстановки и светодиодные светильники, которые будут работать от небольших ветряков и солнечных панелей.

Без водителя, без бензина

Наравне с подобными решениями в центре внимания оказались и цифровые технологии. В России их пока только начинают внедрять, ограничиваясь автоматическими системами весового контроля и управления транспортными потоками. Однако наша страна может похвастать несколькими успешными проектами беспилотных автомобилей и грузовиков. «Это вещь не из разряда фантастики, а ближайшее будущее, – заключил Тен на круглом столе «Развитие интеллектуальный транспортных систем в субъектах РФ». – Беспилотный транспорт лет через десять будет присутствовать везде. Сегодня мы ставим перед собой задачу создать на территории России единое цифровое пространство, чтобы груз, который пойдет, скажем, из Европы в Китай, отправители и получатели видели в режиме онлайн». В более отдалённой перспективе в нём уже будут курсировать беспилотные грузовики. Но если подобное будущее только наступает, то всё большее и большее число электромобилей – реальность сегодняшнего, если не вчерашнего дня. В мире их уже насчитывается больше двух миллионов. Лидирует Китай, второе место занимают США, тройку замыкает Норвегия. В России, по информации агентства «Автостат», 1 января 2018 года насчитывалось 1771 подобная машина. Больше всего их в Приморском крае, затем идёт Москва. Иркутская область, по дорогам которой колесят порядка семидесяти электромобилей, занимает по их количеству шестое место в стране. Кажется, что хотя бы один из них замечаешь каждый день, но только на выставке можно увидеть сразу семь электрических «Ниссанов» в одном месте. И веришь, что будущее наступило. Кстати, по числу электромобилей наш регион опережает Санкт-Петербург, не говоря уже о Новосибирской области и Красноярском крае. При этом в Иркутске работает компания «МЭС», которая на выставке представила прототип «медленной» зарядной станции для таких машин. Первая подобная «заправка» в городе заработает в ближайшее время, а масштабное серийное производство таких установок – вопрос нескольких месяцев. Особых сложностей в том, чтобы наладить выпуск «быстрых» станций, позволяющих зарядить батарею за 20-30 минут, нет. Как и с их подключением к существующим электрическим сетям. Ремонт машин постепенно осваивают и те, кто обслуживает бензиновые автомобили. Для распространения «электричек», особенно актуального условиях борьбы с глобальным потеплением, не хватает лишь тех мер, которые предпринимаются за рубежом и в России, за редким исключением, пока не предпринимаются. Их и сформулировали участники круглого стола «Перспективы развития газомоторного и электромобильного транспорта в Иркутской области». Например, ввести льготные ставки транспортного налога. Или организовать отдельные парковочные места только для электромобилей, как это уже сделано в Москве. Своё видение ближайшего будущего, но уже в свете прикладных задач, высказали и студенты, участвовавшие в конкурсе «Дорогу осилит идущий». Лучшим в области автомобильных дорог и транспортных сооружений признали проект магистранта Иркутского национального исследовательского технического университета Андрея Черняго по использованию BIM технологий при строительном контроле. Первое место в благоустройстве дорог заняла магистрантка ИРНИТУ Наталья Иванова, оценившая сейсмические риски при строительстве зданий вблизи существующих в городе автотрасс. По части городских перевозок победил проект студентки второго курса Ирины Челпановой, которая разработала единые критерии оценки качества работы пассажирского транспорта Иркутска. Но важны не только и не столько дипломы и призы, сколько тот факт, что все проекты или уже применялись в дорожной отрасли, или могут быть использованы без каких-либо доработок. Как и все рекомендации, прозвучавшие во время выставки. Иными словами, вектор развития отрасли ясен и определён. Отдельные его направления сформулировали в «Сибэкспоцентре», что вновь подчёркивает и значимость выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», и важность площадки, которая принимает ее в 24-й раз.

Егор Щербаков

Новости по теме

Год добрых дел

27 января, 2016

Нужный прибор

15 сентября, 2015

Семейный уголок

10 июня, 2015

В десятку!

27 марта, 2015

Десятое дыхание

24 марта, 2015

Сможем вместе!

23 марта, 2015

Седьмая "Нота До"

26 февраля, 2015

Дыхание жизни

2 апреля, 2014