Магистрали ждут средств, инициатив и эффективности

19 апреля, 2016

Скачать Magistrali.pdf

В этом году можно совершенно определенно назвать город, где дороги оперативно приведут в порядок хотя бы на какое-то время. Речь идет об Омске, жительница которого первой дозвонилась на прямую линию с Владимиром Путиным и в режиме реального времени по видеосвязи на всю страну продемонстрировала разбитые омские дороги и тротуары. Учитывая такую «рекламу» местные власти наверняка вылезут из кожи вон, к тому же президент поручил «привести город в порядок и тем более дорожную сеть». Дорогам Иркутской области в этом году подобного подарка ждать не стоит. Впрочем, существует ряд предложений, следуя которым вполне можно довести до приличного состояния и наши трассы.
Решения сверху
Дорожное законодательство, связанное с выделением средств на ремонт и строительство магистралей, меняется регулярно. И не всегда в лучшую для регионов сторону. Впрочем, предложения, которые президент России Владимир Путин озвучил в этом году во время своей прямой линии, могут существенно оживить темпы дорожного строительства на местах.
«Проблема действительно обострилась, как ни странно, потому что некоторое время назад мы создали региональные дорожные фонды и направляем туда значительное количество ресурсов. Но в последнее время по дорогам, по их состоянию очень много вопросов», — заметил президент, отвечая на вопрос жительницы Омска.
По его словам, случайностью это назвать трудно. Объяснить же обеспокоенность людей можно тем, что средства из региональных дорожных фондов зачастую расходуются нецелевым образом на решение других задач. «И в этой связи, мы с Правительством еще подумаем, но я считаю, что, конечно, надо будет, окрасить расходы из дорожного фонда, против чего раньше всегда возражали руководители регионов Российской Федерации. Потому что это было для них и является до сих пор определенным загашником, что ли, из которого можно взять средства на другие цели, потому что это не запрещено законом. Нужно окрасить эти средства и сделать так, чтобы средства шли именно на дорожное строительство или на капитальный ремонт, тем более что на капитальный ремонт из дорожных фондов расходуется не больше, чем 10% сегодня», — заявил Владимир Путин. Кроме того, по мнению президента, в качестве оперативной и дополнительной меры можно направить половину средств от увеличенных в этом году акцизов на топливо в региональные дорожные фонды. «Это, надеюсь, повлияет на качество дорог», — добавил президент.
Эксперты уже успели оценить как положительные предложения главы государства. В частности, депутат Государственной
Думы, заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен назвал важным, что президент акцентировал внимание на то, что дорожные деньги должны быть «окрашенными». «Были подняты вопросы существенного недофинансирования дорожного хозяйства из региональных бюджетов. Сегодня, к сожалению, стало нормой искусственное занижение показателей по поступлениям в дорожные фонды, а также использование бюджетных средств на цели, не связанные с дорожной деятельностью. По всем территориям Иркутской области проблема дорог, а вернее транспортной доступности входит в тройку самых насущных. Поэтому в условиях сложной экономической ситуации необходимо неукоснительно соблюдать финансирование из дорожных фондов и строго отслеживать эффективность использования каждого рубля. Еще один важный момент, который был отмечен Президентом, что рубль от повышения акцизов на моторное топливо должен поступить в Региональные дорожные фонды. Дополнительно мы сможем привлечь, таким образом, порядка 40 млрд рублей», — резюмировал Сергей Тен.
Реальность на местах
На сегодняшний день пока не было озвучено наиболее подробной информации о том, чем собираются заниматься региональные и муниципальные дорожные организации в течение всего нынешнего года. Существуют лишь общие цифры и планы.
В частности, в этом году в Иркутской области планируется отремонтировать более 35 километров дорог и еще 8 построить. Министерство строительства, дорожного хозяйства рассмотрело заявки на получение субсидий, которые предусмотрены на ремонт и строительство дорог местного назначения. Как сообщила министр строительства, дорожного хозяйства региона Светлана Свиркина, за счет программ на эти цели распределено около 420 млн рублей.
В рамках государственной программы «Развитие дорожного хозяйства» субсидии на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог получили: Черем- хово — более 40 млн рублей, марковское муниципальное образование — 50 млн рублей, Нижнеудинский район — 67,5 млн рублей. По программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы осуществлено распределение субсидий следующим муниципальным образованиям:
Усольское районное муниципальное образование — 4,2 млн рублей, Киренский район — почти 18 млн рублей, Иркутское районное муниципальное образование — более 17 млн рублей, город Усолье-Сибирское — 17,5 млн рублей, Ангарский городской округ — около 3 млн рублей.
Также субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог получили: Заларинский район — 75 млн рублей, Черемховское районное муниципальное образование — 56 млн рублей, Аларский район — около 70 млн рублей. Кроме того, планируется капитальный ремонт 4,5 км дорог, строительство 7,8 км дорог к сельским населенным пунктам и ремонт 30,8 км дорог к садоводствам.
Известны планы и по наиболее крупным объектам. Так, второй год подряд будет продолжен серьезный проект по реконструкции Байкальского тракта. Первый этап реконструкции прошел в 2015 году: участок дороги с 8 по 12 км построили буквально заново, прибавилось полос движения, появились две двухуровневые развязки. Нынешний проект предполагает, что за два года (2016 и 2017) будет проведена реконструкция тракта с 12 по 21 км. Кроме того, известно, что в планах правительства — полностью реконструировать дорогу из Иркутска в Листвянку. Проектные документы на реконструкцию трассы вплоть до 49 км уже разработаны.
Еще один крупный объект — автодорога «Тайшет-Чуна- Братск», строительство которой ранее велось с отставанием от графика. Месяцем ранее Дорожная служба Иркутской области в связи с этим выступила с заявлением, что намерена для наверстывания упущенного организовать двухсменный график работы, увеличить количество задействованной техники, убрать порубочные останки в границах полосы отвода, заготовить инертные материалы для строительства мостовых переходов. Как отметил генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Максим Черниговский, все требования должны быть выполнены субподрядными организациями в кратчайшие сроки.
Напомним, ДСИО является генеральным подрядчиком трассы. 22 октября 2015 года она выиграла тендер на сумму более 2,76 млрд рублей, из них 1,5 млрд выделены из федерального бюджета. В настоящее время там выполняются работы по отсыпке земляного полотна и устройству искусственных сооружений. Всего планируется построить 38 километров дорог и шесть мостов.
Что же касается муниципалитетов, то больше всего средств на дороги традиционно потратят в Иркутске. Накануне мэр областного центра Дмитрий Бердников заявил о том, что финансирование на ремонт дорог Иркутска большими картами будет увеличено в два с половиной раза — до 100 млн рублей. «Самое главное, чтобы те средства, которые выделены, были максимально эффективно использованы. И очень важно, чтобы жители города контролировали процесс работ. Ситуацию с дорогами надо менять. Мы делаем все возможное, решаем этот вопрос своими силами. Параллельно с этим прорабатываем участие в федеральных программах, стараемся привлечь средства за счет муниципально-частного партнерства», — подчеркнул Дмитрий Бердников.
Глава города напомнил, что уже принято решение об увеличении более чем в два раза финансирования на ремонт дорог частного сектора. Кроме того, в текущем году будут отремонтированы дороги в 169 дворах города.
Полезные инициативы
В каких объемах будут выделяться средства из областного и местных бюджетов на ремонт и строительство дорог — вопрос важный. Однако необходимо эти деньги и тратить с умом, чего в настоящее время ответственные чиновники в массе своей продемонстрировать не могут. Между тем в Иркутской области уже существует подобная инициатива, оформленная в виде предложений в Стратегию социально-экономического
развития региона до 2030 года. Ее автором стал депутат Госдумы РФ Сергей Тен.
«В Иркутской области исторически сложилось, что вокруг вопроса дорожного хозяйства много политики. Я могу сказать одно: политика приходит и уходит, а заниматься нужно, в первую очередь, экономикой. Убежден, что любые программы, которые принимаются в нашем регионе, должны выполняться вне зависимости от политического курса. Мы можем до бесконечности их корректировать, а в конечном итоге к реализации так и не приступить, — комментирует он мотивы составления своих предложений. — К сожалению, региональные
власти часто забывают, что на территории Иркутской области существуют федеральные дороги. Считается, что они работают сами по себе. Но ведь масса людей ездит по федеральным трассам, и мне кажется, что в программе социально-экономического развития области важно это учитывать. Федеральная составляющая не может быть оторвана от региональной».
По словам депутата, в настоящее время регион переживает не самый благоприятный период в политической плоскости, однако это не должно быть препятствием для решения насущных вопросов. «У нас никогда, я сколько
себя помню, не было таких «радужных» отношений между мэром и губернатором. Но ведь в 1996 году губернатор Ножиков, мэр Иркутска Говорин и депутат Тен смогли договориться — в результате город получил Академический мост, — вспоминает он. — Когда политика превалирует над здравым смыслом и профессиональным подходом, от этого страдают простые люди. Лично я убежден, что те средства, которые выделяются на поддержание городской дорожной сети, недостаточны. Это не только проблема мэра — это проблема всего региона. По нашим расчетам, минимум 10% от областного дорожного фонда
должны выделяться на Иркутск, потому что Иркутск — это лицо нашей области».
Сергей Тен приводит неутешительную статистику и по другим районам: в Иркутской области более 8,8 тыс. км дорог (73,72%), находящихся в собственности региона, не соответствует нормативным требованиям. Такая же негативная тенденция отмечена и в отношении муниципальных дорог — более 10 тыс. км (63,48%). «На мой взгляд, эта цифра требует уточнения,поскольку у нас нет постоянной диагностики автодорог. Я откровенно хочу сказать: у меня по поводу этих цифр очень большие сомнения. Мне кажется, на самом деле ситуация значительно хуже. И мы должны понять, в каком состоянии сейчас наши дороги. В прошлом году предыдущее правительство заказало анализ состояния дорог московскому институту. 120 миллионов потратили, а в результате не получили ничего. Эти механизмы нужно отработать. И очень важно, чтобы эта информация была в открытом доступе, чтобы граждане могли видеть и контролировать этот процесс», — добавляет он.
По словам депутата, для этого необходимо и дальше развивать общественный контроль за состоянием дорог. Это нужная работа, так как мнение граждан имеет большое значение, потому что дороги строятся для пользователей, а не для чиновников, не для администраций, не для галочек.
Стоит отметить, что Сергей Тен также озвучил «рецепт», позволяющий при нынешнем уровне финансирования ремонтировать большее число дорог в сельской местности. «Сегодня мы очень активно работаем с коллегами из Минтранса, Федерального дорожного агентства и Минстроя над сокращением затрат на ремонт и строительство дорог
с низкой интенсивностью. В данном направлении существует положительный опыт наших коллег из Республики Бурятии. В прошлом году они начали работу по ряду территорий, используя метод ресайклирования. Экономия средств, в сравнении с традиционной технологией, составляет более трех миллионов рублей с каждого километра дорог. В Иркутской области мы так не делаем ни одного километра, — признается он. — Я считаю, что это очень серьезная недоработка: нашему региону не стоит замыкаться в раковину — надо расширять возможности, смотреть на другие регионы, использовать их опыт».
Кроме того, Сергей Тен озвучил и ряд инициатив, позволяющих при их реализации добиться увеличения объемов финансирования региональных дорог: «На недавнем заседании Госсовета под председательством Владимира Путина президент озвучил мнение, что штрафы за ДТП должны целевым образом попадать в дорожный фонд. На мой взгляд, это логично: данные средства могут быть направлены на создание системы интеллектуальной безопасности на дорогах, что приведет к снижению аварийности. Федеральный законодатель такое право регионам предоставил, мы над этим поработали, и теперь ждем, что областное правительство наши поправки поддержит. Нужно систематизировать работу по созданию качественного дорожного сервиса. Дорога должна быть не только безопасной, но еще и комфортной, а это невозможно без сервиса: нормального питания, шиномонтажа, заправочных комплексов, мест отдыха. К этому вопросу нужно подходить системно. Людям должно быть удобно ездить».


Олег Усов

Новости по теме

Год добрых дел

27 января, 2016

Нужный прибор

15 сентября, 2015

Семейный уголок

10 июня, 2015

В десятку!

27 марта, 2015

Десятое дыхание

24 марта, 2015

Сможем вместе!

23 марта, 2015

Седьмая "Нота До"

26 февраля, 2015

Дыхание жизни

2 апреля, 2014