Инфраструктура России. Почему отменяют электрички?

15 июля, 2014

Инфраструктура России. Почему отменяют электрички? Каким образом наладить инфраструктуру пригородного транспорта? На эти и другие вопросы 14 июля ответит заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен.

  • 1.
    Добрый день. Неужели электрички будут отменены полностью? Вы не считаете, что это будет большой потерей для железнодорожной индустрии России? // Александр

    Спасибо за вопрос. Уверен, что полностью электрически отменены не будут. Сегодня государство предпринимает ряд шагов, которые должны обеспечить поддержку пригородных железнодорожных перевозок. Правительство РФ определило ряд мер, которые должны каким-то образом урегулировать вопрос: утвердило новую концепцию развития пригородных пассажирских перевозок, которая начнет действовать с 2015 года. Согласно концепции, контракт между ППК и регионом подписывается на 15 лет и включает систему финансовой ответственности сторон. Если регион отказывается подписать соглашение на таких условиях, ему услуга пригородного сообщения не оказывается. Буквально на днях президент России Владимир Путин обозначил ряд мер, направленных на сокращение издержек РЖД, в том числе, это и установление нулевого НДС на услуги пригородных пассажирских перевозок и урегулирование вопросов задолженности федерального бюджета за услуги пассажирского пригородного сообщения. Напомню, что президент РЖД Якунин в июне оценил убытки монополии в 2014 году в 80 млрд рублей и объяснил их заморозкой тарифов монополии, рост которых правительство ограничило уровнем инфляции – 6%. По оценкам экспертов, 25-30 млрд – это ППК.

    Что касается потери для железнодорожной отрасли, необходимо рассмотреть комплексное развитие транспорта в крупных населённых пунктах. Здесь железнодорожный транспорт должен рассматриваться как транспорт, обеспечивающий своевременную связь между пригородами и удалёнными районами города. К примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожному транспорту просто нет альтернативы. И рассматривать его замену, например, автомобильным сообщением, это перспектива далекого будущего, во-вторых, железнодорожный транспорт – самый безопасный и таковым останется. При всех издержках, которые несет РЖД, она остается компанией со стопроцентным государственным участием, а значит, сохранить пригородные пассажирские перевозки это задача трех сторон: региона, государства и РЖД. В основе всего должен остаться принцип качества жизни людей и основной его критерий – мобильность населения.

  • 2.
    Сергей Юрьевич, если отменяют электрички, то какой вид общественного транспорта должен будет их эффективно заменить? // Пётр Иванов

    На самом деле альтернатив не так уж и много. Автомобильные (автобусные) перевозки и авиасообщение. В принципе, например, в США, железнодорожные компании – частные, поэтому пригородные поезда ходят лишь в окрестностях крупных городов. На остальной территории развитая сеть автомобильных дорог, а это частный транспорт, либо автобусные перевозки и значительный процент – авиаперевозки. Правда, цены на авиабилеты там ниже, чем у нас, да и покупка топлива субсидируется из бюджета. Рентабельны пригородные железнодорожные перевозки в небольших густонаселенных странах, таких как Япония или Швейцария. В большинстве же европейских государствах ,они субсидируется. Что касается эффективности, регионам необходимо провести собственные исследования и разработать концепцию развития пригородного транспорта, в которой необходимо определить подходящий вид транспорта для каждого маршрута. Порой бывает экономически более выгодно использовать на некоторых маршрутах автобусы. В других случаях, развитие пригородного пассажирского сообщения – единственный вариант.

  • 3.
    Стоит ли отменять электрички в ближайшее время? Может, сначала разобраться с проблемами дорог? Это ведь как раз и относится к инфраструктуре городов России. Будут хорошие дороги с качественным покрытием - тогда уже можно будет размышлять о транспорте, предназначенном для езды по этим дорогам. // Андрей

    Не возражаю и абсолютно с вами согласен, однако подчеркну, в каждом регионе должен быть свой взвешенный подход. К примеру, в Сибири большинство населенных пунктов тяготеют к Транссибу, и альтернативного автомобильного сообщения там просто нет. За семь месяцев услугами пассажирских перевозок ВСЖД воспользовались 9,7 млн. человек, из них – 7,9 млн. – Байкальской пригородной пассажирской компанией. Более 1,3 млн пассажиров относятся к различным категориям льготников. Пригородными электропоездами перевезено 591,9 тыс. студентов и школьников, 2,4 тыс. военнослужащих. И по оценкам специалистов, 15% пассажиров не смогут найти альтернативную замену электричкам при их отмене.

  • 4.
    Какой вид транспорта на ваш взгляд самым проблематичный? // Тимофей Демидов

    Нельзя сказать, что один транспорт имеет проблем больше, чем другой. Необходимо рассматривать транспорт как систему, и в каждом регионе есть свои проблемы в этой системе. Сравните транспорт Республики Саха и Московской области, у них абсолютно разные проблемы. Развивать транспортное сообщение нужно только комплексно, нельзя решать проблему только одного вида транспорта. К примеру, многие города продолжают строить дороги без развития общественного транспорта, что приводит к увеличению автомобилизации населения. Две машины на семью в городах стало уже нормой, но это тупиковый процесс. Многие страны осознали это и развивают именно общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, легкий рельсовый транспорт. Эта тенденция наблюдается сейчас в Москве и Московской области.

  • 5.
    РЖД зачастую сваливает отмену электричек на экономическую нецелесообразность. На деле РЖД сами не могут контролировать безбилетников. Так почему Государство не может пойти на уступки людям, а не РЖД? // Алена

    РЖД на данный момент является совладельцем пригородных пассажирских компаний, организованных в ходе транспортной реформы в 2001 году, вторым участником этих компаний являются региональные власти, на которые возлагается обязанность субсидировать финансовые издержки, производимые социальным транспортом. Проблема в том, что в большинстве регионов серьезный дефицит средств и они стремятся свести свои расходы к минимуму, в том числе, и за счет субсидирования транспорта. Основной вес в итоге ложится на плечи РЖД, которые, в свою очередь, требуют от федеральной власти покрыть эти издержки.

    Что касается безбилетников, это явление долгое время имело массовый характер в Подмосковье, на некоторых направлениях руководству РЖД удалось совладать с ситуацией лишь за счет значительного расширения штата — появились дополнительные ревизионные группы, служба безопасности. Однако, для региональных компаний – такой принцип борьбы, вряд ли, станет альтернативным. Уже сегодня здесь идет повсеместное сокращение персонала. А это приводит к снижению уровня безопасности сокращению пригородного пассажирского сообщения.

  • 6.
    Здравствуйте! Как вы считаете, стоит ли запретить частный извоз, чтобы таким образом увеличилась частота сообщений пригородного транспорта? // Дмитрий

    Думаю, что запреты никогда не давали тот результат, на который рассчитывают изначально. Другое дело, что необходимо наводить порядок, в том числе, и с частным извозом. Структурировать всю систему транспорта с таким расчетом, чтобы ни одна категория граждан не была ущемлена в своих правах. Поэтому, мы так настойчиво говорим о комплексных региональных транспортных реформах.

  • 7.
    Сергей, приветствую. Вопрос мой в следующем, если отдавать пригородные перевозки в частные руки - как сохранить льготы пенсионерам, например? // Андрей

    На мой взгляд, вариантов не так уж и много: Для этого необходимо проводить работу по развитию инфраструктуры транспортного комплекса. Изменять маршрутную сеть города. При субсидирование государством отдельных категорий граждан, современные средства организации пассажирских перевозок позволяют применять различную тарификацию для отдельных категорий граждан.

  • 8.
    Электрички, видимо, останутся в единичных регионах. Каким образом предполагается наладить инфраструктуру пригородного транспорта? // Филипп

    Сегодня принята концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, которая утверждена распоряжением правительства РФ 19 мая 2014 года., в которой четко прописаны подходы развития, сохранения, замещения железнодорожного пассажирского сообщения. Сильные субъекты (средняя плотность населения) уже работают над обновлением подвижного состава, стимулированием перевозчиков, повышения в целом качества услуг пригородных компаний. В таких регионах стабилизируется пассажирооборот и сокращается потребность в субсидиях. В субъектах с низкой плотностью пассажиропотока будут снижаться бюджетные затраты, но с обязательным сохранением доступности и повышения качества предоставляемых услуг.

    В остальных субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока ожидается активное замещение пригородного железнодорожного сообщения автотранспортом, существенное снижение объемов пригородных железнодорожных перевозок и транспортной работы, с одной оговоркой, приведением в соответствием с нормативами региональной и муниципальной дорожной сети.

  • 9.
    Добрый день! Какие механизмы может предложить государство в части обеспечения пригородного сообщения между отдаленными малонаселенными пунктами? // Денис

    Приоритет любой государственной политики должен быть в обеспечении мобильности населения вне зависимости от того, где этот пункт расположен. Есть социально значимые перевозки ( в пригородном сообщении, а также воздушным, водным, автомобильным транспортом в отдаленные и труднодоступные районы). Уверен, что перевозчикам, работающим на таких маршрутах, государство в лице региональной власти должно создавать условия, делающие их работу рентабельной. Это могут быть меры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, возникающих при выполнении таких перевозок.

  • 10.
    Сергей Юрьевич, будет ли произведен ремонт дорог для подъезда к тем населенным пунктам, до которых раньше можно было добраться только на электричке? // Ольга

    Это, безусловно, важный вопрос, который неоднократно поднимался в рамках работы Экспертного совета по дорожному хозяйству Комитета Госдумы по транспорту. В сельской местности проживает 26,9 % населения страны. Из 149 тысяч сельских населенных пунктов не имеют связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием 46 тысяч населенных пунктов.

    Сегодня в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрено направление ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в размере не менее 5% на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог к сельским населенным пунктам, также предусмотрено обязательное установление дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов (не менее 10 % налоговых доходов субъекта РФ от указанного налога), исходя из протяженности автомобильный дорог находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Эти средства зачисляются в местный бюджет для создания муниципальных дорожных фондов для осуществления дорожной деятельности. Часть средств будет выделяться по Федеральной целевой программе ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Особо хочу подчеркнуть, что именно регион должен определять, куда и на какие дороги он должен направлять средства перечисленных программ, иначе, мы можем получить неэффективное использование средств и вложения, которые не имеют под собой качественных результатов.

  • 11.
    Добрый день! Планируется ли государством каким-то образом субсидировать междугородние переезды студентам, обучающимся в высших учебных заведениях в соседних городах. Я сам учусь в одном городе, а живу в другом, каждый день приходится ездить на автобусе. В месяц на автобус уходит до 5000 рублей. Для студента это дорого. // Андрей Александров

    Сегодня вопрос субсидирования отдельных категорий граждан лежит на региональной власти. Каждый субъект в этом вопросе устанавливает собственные критерии, исходя из возможности бюджета региона.

  • 12.
    Будут ли увеличивать потоки пригородных поездов и разрабатывать (прокладывать) новые маршруты по России? // Константин

    Еще раз хочу напомнить об утвержденной в текущем году Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Принятие предлагаемых в настоящей Концепции мер, на мой взгляд, позволит улучшить ситуацию на рынке пригородных пассажирских перевозок. Чем больше плотность населения, тем больше шансов на новые маршруты. Например, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, строительство скоростной магистрали Москва – Казань. Естественно, будут строится ответвления второй очереди БАМа, при реализации реконструкции Транссиба.

  • 13.
    Скажите пожалуйста, когда будет вводиться скоростное Ж/Д сообщение в регионах? // Андрей Александров

    Знаю, что РЖД разработали долгосрочную национальную программу развития скоростного и высокоскоростного движения в РФ. На первом этапе в период 2012-2020 гг. она предполагает создание ВСМ на участках Москва – Санкт-Петербург (протяженность линии 658 км, время в пути 2 ч. 30 мин.) и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург (1145 км, 4 ч. 40 мин.), общей протяженностью около 1800 км.

    По экспертным оценкам пассажиропоток высокоскоростных магистралей на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург к 2020 году может составить 8,6 млн. человек с учетом дополнительного привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта.

    Кроме того, планируется организация скоростного движения на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/час во внутрироссийских и международных сообщениях: Москва – Ярославль (282 км, 2 ч. 30 мин.) и Новосибирск – Омск (627 км, 5 ч. 30 мин.), Москва – Красное – (Минск – Варшава - Берлин) (по территории России - 487 км, 4 ч., всего – 750 км, 6 ч. 30 мин – до Минска). В случае удачной реализации программы, к 2030 году общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит около 13 тыс. км. Правда, есть один существенный нюанс, РЖД надеется на со финансирование и одобрение государства.

Новости по теме

А можно в объезд?

4 октября, 2018

Решать системно

24 октября, 2014