Платные безальтернативные дороги могут появиться на севере Приангарья вместо бездорожья

7 февраля, 2019

Обсуждаемый в ГД законопроект должен привлечь инвестиции в дороги на Крайнем Севере, при этом оставив их бесплатными для местных жителей

Платные дороги без альтернативного бесплатного объезда могут появиться в девяти районах Иркутской области. В Минтрансе отметили, что только таким методом можно привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях Крайнего Севера. Сегодня этого не позволяет сделать закон, запрещающий строительство исключительно платных дорог по направлениям, где отсутствуют бесплатные аналоги при этом платная дорога не может быть короче бесплатной менее чем в три раза. Но в Минтрансе предлагают определить в законе исключение: бесплатная альтернатива необязательна, если дорога расположена "в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В свою очередь, Депутат Госдумы от Приангарья Сергей Тен подчеркнул, что цель обсуждаемого в ГД закона – строительство объектов в тех местах, где их бы никогда в обратном случае не оказалось. А также там где жители северных территорий из-за отсутствия трасс не обеспечены связью с сетью дорог общего пользования круглый год. Кроме того, по мнению парламентария, при принятии закона необходимо будет исключить всякую возможность введения платы на уже существующих бесплатных дорогах, а плату с местных жителей при проезде по вновь возведенным коммерческим магистралям не взимать, даже если они передвигаются на транспортных средствах не только категории М1, но и L, а также N1 . По словам замглавы Минтранса Иннокентия Алафинова, согласно законодательной инициативе, деньги за проезд по данного типа дорогам планируется брать с владельцев грузового автотранспорта которые зачастую обслуживают интересы добытчиков минерально-сырьевой базы в таких районах. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.

В текущей редакции ст. 37 закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" указано, что плата за проезд по автодороге может быть введена только при условии, что существует альтернативный бесплатный объезд (его протяженность не может превышать длину платной дороги более чем втрое). Согласно законодательной инициативе, которую приняли в первом чтении в Госдуме накануне, 5 февраля, платные дороги, не предусматривающие бесплатную альтернативу, хотят сделать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – это 70% территории России, пишет "Коммерсантъ".

Минтранс отметил, что полноценных дорог во многих поселениях Крайнего Севера не существует, есть только зимники, пользоваться которыми круглый год нельзя. Создание автодорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства.

— Построить объект там, где его бы никогда в обратном случае не оказалось – вот цель закона. Сегодня из-за отсутствия дорог с твердым покрытием порядка 10% жителей страны в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не обеспечены круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования. Эти районы расположены на территории 21 субъекта РФ. Они занимают примерно 70% территории России. В Иркутской области это два города – Братск и Усть-Илимск, а также девять муниципальных районов. Ряд из них – к примеру, Бодайбинский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский – это порядка 45 тысяч граждан – в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций, — сообщил Сергей Тен.

Кроме того, депутат Госдумы от Иркутской области добавил, что сегодня мало кто задумывается о том, какой вред окружающей среде наносят зимники: загрязнение воздуха выхлопными газами, ущерб лесу, загрязнение почв и водоемов горюче-смазочными материалами, различным мусором, брошенной сломанной техникой. Строительство постоянных объектов транспортной инфраструктуры с соблюдением необходимых ГОСТов и СНИПов и их дальнейшее круглогодичное содержание позволят минимизировать это негативное воздействие.

В свою очередь авторы документа подчеркнули, что отсутствие полноценных дорог на Крайнем Севере связано с тем, что возможности региональных бюджетов "существенно ограничены". Решить проблему могли бы частные инвестиции в дорожную отрасль и строительство платных дорог, но в условиях Крайнего Севера механизмы государственно-частного партнерства использовать невозможно из-за ограничений закона. По сути, инвестору надо строить две дороги — платную и бесплатную.

В настоящее время в регионах Крайнего Севера готовы еще 22 инфраструктурных проекта в области дорожного строительства с проработанными финансовыми моделями, частные компании могли бы обеспечить инвестиции в объеме 400 млрд рублей, но для этого нужен закон, отметил Иннокентий Алафинов.

"Много грузовых автомобилей обслуживают интересы добытчиков минерально-сырьевой базы, они, по сути, и будут источником окупания этих инвестиций",— заявил он.

Сергей Тен добавил, что, учитывая особенности северных территорий, а также высокую стоимость строительства в таких районах автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, важным является обеспечение возможности использования уже существующих частных дорог, которые возведены и используются для обеспечения деятельности добывающих и иных предприятий. При этом зачастую для жителей эти дороги остаются недоступными.

— В связи с этим положения законопроекта должны распространяться на указанные дороги, а также на вновь строящиеся автомобильные дороги и участки дорог. Возможность же принятия решения о платности в отношении существующих бесплатных автомобильных дорог общего пользования без обеспечения бесплатного альтернативного проезда должна быть исключена, — сообщил депутат ГД от Приангарья.

Также Сергей Тен отметил, что ко второму чтению уточнят положение статьи, которое касается движения по платным дорогам и участкам дорог, не имеющим бесплатного альтернативного проезда, легкового транспорта.

— Требуется дополнительно обсудить вопрос категорий транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда, так как под определение легкового транспорта подпадает только категория М1, как быть с категориями L и N1, часто используемыми жителями таких территорий как основное транспортное средство в семье? — подчеркнул парламентарий.

Глава комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов не исключил, что цена за проезд для грузовика по платным дорогам Крайнего Севера может достигать 15–30 тысяч рублей, что отразится на стоимости товаров.

"Реализация положений законопроекта не повлечет увеличения цен на перевозку грузов и, как следствие, повышения цен на товары", — заверил Иннокентий Алафинов.

Депутат ГД Валерий Гартунг предположил, что правительство может впоследствии масштабировать инициативу: "Сейчас для Крайнего Севера принимается решение, а потом маленькой поправочкой распространится на любую точку России". Парламентарий Сергей Катасонов в подтверждение этих слов предложил сделать правительственную инициативу "пилотным проектом", чтобы "рассмотреть" использование его на других территориях. Принятие закона может привести к тому, что ушлые люди, аффилированные с властными структурами, сделают платным то, что вчера было доступно для всех, заметил депутат Николай Коломейцев.

В свою очередь, Сергей Тен подчеркнул, что данным законопроектом дается возможность для реализации проектов, связывающих районы, где целые поколения граждан выросли в ожидании строительства современных дорог и мостовых сооружений.

Новости по теме

Прямой как стрела

4 сентября, 2020

Вклад в здоровье

28 января, 2015