Сергей Юрьевич, не могли бы Вы рассказать о внедрении инновационных, современных технологий при стро

Сергей Юрьевич, не могли бы Вы рассказать о внедрении инновационных, современных технологий при строительстве и ремонте дорог в РФ? Есть ли интересные отечественные разработки, которые применяются или будут применяться при дорожных работах? Какой зарубежный опыт в этом направлении, по вашему мнению, наиболее подходит для России? Есть ли какая-нибудь статистика о применении новых технологий в дорожном строительстве в РФ?


Ответ:

За последние годы транспортная ситуация изменилась принципиально: выросли объемы перевозок, нагрузки на ось транспортных средств, интенсивность движения. И сегодня мы уже не сможем обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций на основании технических решений, которые были разработаны 10, 20, а порой и 30 лет назад.

В этой связи внедрение современных технологий необходимо. В настоящее время более широкое применение получают технологии стабилизации грунта, регенерации дорожного покрытия, применения геосинтетики, 3D-нивелирование, BIM – моделирования и т.д.

Росавтодор ежегодно публикует Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства, в котором содержится информация о новых технологиях, материалах и техники, а также об объектах, где эти технологии были применены.

Вместе с тем необходимо отметить, что часто при проектировании объектов используются устаревшие нормативы, позволяющие проектным организациям безболезненно пройти экспертизу проекта.

Это происходит в том числе потому, что в сегодняшних условиях органы экспертизы должны применять нормы и правила, содержащиеся в нормативной базе, которые зачастую давно устарели. Основываясь на соображении о том, что нет норм устаревших, есть нормы действующие, экспертиза снижает стоимость проекта и еще более усугубляет ситуацию, тем самым не давая прогрессивным конструкциям и материалам хода. И в этой связи предусмотренные проектом инновации, проектировщик вынужден менять на решения, имеющиеся в нормативной базе, которые не являются инновационными.

Это не способствует применению новых технологий при производстве дорожных работ. А также не создает условий для достижения 12-летнего межремонтного срока службы дорожной одежды.

Необходим четкий понятный прозрачный порядок обоснования применения в проектах инновационных материалов и технологий.

При принятии 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» много говорили про контракты жизненного цикла. И где такие объекты? Когда проектные решения мы будем сравнивать во временном периоде? К сожалению, до сих пор основная форма государственных закупок - это аукцион, а основной показатель - цена. Получается, сегодня дорожники переходят на увеличение межремонтного периода с ограничениями по применению новых технологий и отсутствием возможности улучшить качество.