Победа здравого смысла: федеральные и региональные эксперты оценили итоги последней сессии Заксобрания Иркутской области

27 Апреля, 2017

Иркутск, 26.04.17 (ИА «Телеинформ»), - Год остается до президентских выборов, чуть больше – до выборов в областной парламент в сентябре 2018-го. Однако, политическая жизнь в Иркутской области "бьет ключом", и особенно ярко это проявляется на сессиях Законодательного собрания. В этой связи внимания заслуживают те вопросы, в рамках которых нет консенсуса ветвей региональной власти и сталкиваются разные точки зрения.

На последней сессии такими «точками напряжения» стали законопроекты о школьном льготном питании для малообеспеченных учащихся (инициирован мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым), и о поправках в Устав Иркутской области (перераспределение полномочий по мерам соцподдержки). В обоих случаях позиции губернатора и большинства Заксобрания разошлись, однако, депутаты взяли верх.

И если в вопросе со школьным питанием вопрос был далек от политики, в истории с поправками в областной Устав – совсем другая картина. Как считают некоторые наблюдатели, перераспределение полномочий по мерам соцподдержки – вопрос архиважный в свете предстоящего выборного цикла.

Напомним, в законопроекте предлагалось унифицировать порядок и утверждать меры соцподдержки через областные законы. То есть, сначала предложение подается в Заксобрание, депутаты рассматривают его, документ проходит необходимые экспертизы, получает заключение, затем – если все в порядке – утверждается на сессии и направляется губернатору. Таким образом, согласно принятому на последней сессии документу, процесс предоставления (и отмены) мер социальной помощи в обязательном порядке проходит через Заксобрание, а не единолично утверждается губернатором. Налицо усиление политической роли областного парламента в таком важном деле, как введение и отмена социальных льгот. Манипулировать в этом вопросе отныне будет не так просто, как раньше.

Стоит также обратить внимание, что ряд политических побед в законотворческом процессе на последней сессии одержала и мэрия Иркутска (принятие законопроектов о льготном школьном питании и о возвращении Иркутску права распоряжаться неразграниченными землями с 2019 года).

С просьбой оценить все эти моменты Телеинформ обратился к региональным и федеральным экспертам и политикам.

- О самостоятельной позиции депутатов говорить рано. Они ведь определяются по отношению к двум центрам силы: команде губернатора и команде главы Иркутска, - считает генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский. - Сейчас Иркутская область находится в уникальной ситуации: пожалуй, это самый демократичный регион страны. Многие вопросы решаются тут публично. Для избирателей крайне важно видеть процесс обсуждения, позиции политических сил. В долгосрочной перспективе это благотворно влияет на жизнь избирателей, на бизнес-среду и на средства массой информации. В кулуарных договоренностях очень легко пожертвовать интересами людей. Бизнесу крайне сложно ориентироваться в регионе, когда все процессы идут "под ковром".

- Расхождение во мнениях у депутатов Законодательного собрания и областной администрации – рабочий момент, - считает президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. - Исполнительная и законодательная власть, в том числе и на региональном уровне, вовсе не обязаны быть солидарны во всем. В ситуации с последними событиями в Иркутске очевидно, что Заксобрание пришло к компромиссному мнению, нашло решения, которые должна претворять в жизнь администрация. Насколько эффективны эти решения – лежит в поле компетенции депутатов.

- Нельзя говорить о «прогибании» парламента ни под одну из заинтересованных в земельном вопросе сторон – ни под мэра, ни под губернатора, - комментирует директор Консалтингового агентства «Город», политолог Мария Минчева. - Законодательное собрание предложило адекватное решение вопроса, поступило так, тщательно разобравшись в теме, выслушав позицию города и области.

В чем всегда дело? Губернаторы воюют с мэрами не из личных симпатий или антипатий. Речь всегда – о ресурсах. Понятно, что крупные города в регионах более доходные, более богатые, больше денег отчисляют в бюджет, чем другие муниципалитеты. Левченко заинтересован в том, чтобы как можно больше ресурсов из Иркутска поступало в бюджет и перераспределялось на более бедные населенные пункты. У Бердникова, как мэра, – другая задача: чтобы больше ресурсов оставалось в городе, которым он управляет.

Вопросы земли – извечный камень преткновения во всех регионах. У нас в стране есть примеры, когда побежали и мэры, и губернаторы. На мой взгляд, нормально, когда городской землей (участками, которые расположены в пределах муниципалитета) управляет муниципальная администрация и дума.

По питанию – это, безусловно, тоже хорошо. Большая благодарность от родителей школьников. На школьные обеды денег много не бывает. Если действительно имеются средства, подкрепленные бюджетом, то инициативу можно только поддержать.

Губернатор, вероятно, был против, потому что для него источники финансирования школьного питания были не столь очевидны. Если в региональном законе норма будет прописана, то власть будет обязана обеспечить действие этого закона. В целом инициатива Бердникова положительная. Мне известно, что по всей стране денег на школьные обеды не хватает. В одном из субъектов РФ эту сумму недавно, наоборот, сокращали в силу дефицита бюджета. В Иркутской области удалось сделать по-другому, это тенденция, которой нельзя не радоваться.

- Я абсолютно уверен, что сегодня Законодательное собрание Иркутской области не вступает ни с кем в конфронтацию, а лишь исполняет свои функции – парламентского контроля и конструктивного диалога с исполнительной властью, - делится своим мнением депутат Госдумы РФ от Приангарья Сергей Тен. - Иначе как соблюдать баланс? Соглашаться со всеми решениями? Тогда это негативно скажется не только на сбалансированности ветвей власти, но и степени защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина, прописанных в Конституции. Давайте не забывать, наш избиратель делегирует депутатам полномочия, чтобы представлять интересы, защищать его права. 10 марта 2017 года Госдумой был принят закон о парламентском контроле. Теперь парламентский контроль будет осуществляться на начальной стадии формирования бюджета. Депутаты смогут формировать свое мнение на начальном этапе создания проекта бюджета и доносить его до правительства. Уверен, это правильно, когда у депутатов есть свое мнение, на решение той или иной проблемы. Другое дело, что есть механизмы, как приходить к взвешенным решениями, не вынося рабочие моменты в публичную плоскость. Вот над этим стоит поработать. Все вышеперечисленные вопросы социально значимые. И акценты расставлены правильно.

- Депутаты Законодательного собрания имеют свою точку зрения на каждый законопроект. Иногда она не совпадает с мнением правительства региона и губернатора. В этом нет ничего страшного. Нормальный процесс. Политики в этом нет, - подчеркивает вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин. - Конечно, лучше, когда позиция единая, но если не получилось ее выработать на комитетах и комиссиях, дискуссия на сессии – нормальное явление.

В вопросе нет «выигравших» и «проигравших». Уместно говорить только об одном – это интересы населения, которые необходимо отстаивать. И мы этим занимаемся.

- В условном споре двух «серых домов» (иркутской мэрии и правительства области) на последней сессии ЗС победил здравый смысл, - считает руководитель иркутского Клуба публичной политики Павел Степанов. - Я очень рад, что в последнее время именно в этом противостоянии (оно может быть очным или заочным, но все равно присутствует, и это нормально) побеждает конкурирующая сторона, которая приводит наиболее обоснованные аргументы. Победа здравого смысла – это признак нашей демократичности не в плане борьбы, а в плане здоровой, яркой конкуренции. Именно в конкуренции рождаются более эффективные решения.

Есть два мнения, и депутаты на основе аргументов приняли свое решение. Сейчас, помимо партийной дисциплины, свою роль играют и другие факторы - другие группы влияния, вне партийной принадлежности. Поэтому бывает, что депутаты одной фракции имеют разные точки зрения, поскольку находятся в разных группах интересов.

На сегодня один из ключевых моментов, который сохраняет политическую стабильность в регионе, – это выстроенная коммуникация между областной исполнительной и законодательной властью. Бывает, они расходятся во мнениях, но все равно идут на диалог, пытаются найти общую точку зрения.

Что касается взаимодействия региональной и местной власти, то здесь появилось понимание, что от политических вопросов надо переходить к хозяйственным. Большая часть мэров эту парадигму восприняли.

- Утверждение, что Законодательное собрание Иркутской области «прогнулось» в принятии решений по инициативам Дмитрия Бердникова, это своеобразная попытка "шантажа" регионального парламента, - считает политконсультант Илья Щеголихин. - Если говорить об аналогиях, то я бы привел такую. После победы Трампа его сразу начали шантажировать связями с Россией, чтобы спровоцировать на жесткие действия в отношении РФ. Здесь может быть использована похожая практика. Я уверен, что представительный орган региона не может находиться в зависимости от одного из мэров, пусть и областного центра. Скорее, речь идет о том, что позиции губернатора были недостаточно обоснованны. В результате депутаты приняли то решение, которое приняли.

Второй момент - нужно ли такие вопросы решать в «кабинетах» или нет. Это можно делать как угодно – «в кабинетах», на сессиях, при помощи документов - лишь бы было в итоге принято оптимально разумное решение. Мне кажется, что попытка найти интригу в решениях последней сессии ЗС – в корне неверная. По-моему, это нормальный рабочий процесс. Мы можем видеть, что на муниципальном уровне есть сильные лидеры со своей позицией: Дмитрий Бердников, Вадим Семенов. Это, скорее, хорошо, чем плохо. Когда только единоначалие и все по стойке смирно – это путь в никуда. Когда есть и другие центры силы, для региона это в плюс.

Новости по теме

Вклад в здоровье

28 Января, 2015