Бурьяном поросло... Иркутску нужна зачистка от сорняков

24 декабря, 2014

В среду, 24 декабря, Законодательное собрание Приангарья намерено рассмотреть законодательную инициативу об отмене в Иркутске прямых выборов мэра и введении института сити-менеджмента, которую внес депутат Андрей Лабыгин по предложению фракции «Единой России» в городской думе. Как любая попытка изменить устоявшийся порядок общественной жизни, эта инициатива нашла своих противников и сторонников, вызвав большой общественный резонанс. Однако со стороны оппонентов дискуссия вылилась исключительно в эмоциональный протест. Между тем как не лишним было бы разобраться, а что же все-таки заставило иркутских единороссов пойти на такой, прямо скажем, не популистский шаг, так как их сразу обвинили в посягательстве на демократию.

Вероятно, тому существуют явные и скрытые причины. И искать их нужно, следуя элементарной логике, в первую очередь там, где последнее время было больше всего скандалов. Если поднапрячь память, то можно вспомнить, что самые громкие скандалы вокруг мэрии областного центра разгорались по поводу дележа земельных участков и генплана. Иными словами, вопрос об эффективности нынешней муниципальной власти возник не на пустом месте, а вырос, даже не в фигуральном, а в прямом смысле из земли. Земли очень дорогой и имеющей для развития города стратегическое значение.

И вот именно здесь собака-то и порылась, а все остальное просто демагогическая мишура.

— Мэр Иркутска — фигура в масштабах региона политическая и для того, чтобы исключить возможность появления в руководстве случайных людей за счет каких-то спекуляций, сброса больших денег и черного пиара, целесообразно ввести должность сити-менеджера, который будет заниматься исключительно городским хозяйством, а не политикой, — считает глава Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов. — На мой взгляд, это решение абсолютно верное, и я полностью поддерживаю эту инициативу.

За это высказывание на Вадима Семенова сразу набросились все передовые демократические силы, поскольку в их представлении мэр Черемхова и глава Ассоциации муниципальных образований должен защищать мэров, а, следовательно, и их выборный статус. И хотя Вадима Семенова обвинить в непоследовательности сложно, и мэров он всегда защищал, на самом деле это его заявление немного о другом. Оно о том, что больной для Иркутска земельный вопрос невозможно решить через процедуру демократического изъявления, потому что выбранный в результате прямых выборов мэр станет заложником тех групп и людей, которые финансировали его кампанию. И с этим ничего сделать нельзя, кроме как разделить эти две вещи. Мэр отдельно, а земельный вопрос отдельно, и пусть им занимается сити-менеджер, которого в любой момент, если его куда-то не туда занесет, может быть призван к ответу. И пусть отвечает за все, как на духу, за точечную застройку, за высокие цены на квадратные метры, за Шанхайку, за Маратовскую развязку, которой, если так дальше пойдет, никогда не будет. И за «Золотой гусь», поселившийся вдруг в бывшем детсаду, до кучи можно спросить. Короче, следуя логике Вадима Семенова и всех остальных, кто с ним солидарен, мэру такого проблемного города как Иркутск, нужен такой человек рядом, который бы маячил у него перед глазами, как совестливый укор, оберегал от соблазнов и по ходу дела вычищал бурьян у него в огороде. Иначе тяжело, вообще почти невозможно.

Коррупция достала

Необходимость передать городское хозяйство Иркутска в руки профессионального управленца действительно назрела. Наверное, в качестве самого яркого примера, подтверждающего эту потребность, можно назвать весьма спорную с точки зрения соблюдения закона ситуацию с выделением земель и сомнительную в плане эффективности жилищную политику.

За последние два года земельные скандалы сыпались как из рога изобилия. Вот только некоторые из них. Громкий скандал произошел вокруг Иркутского молочного завода, в санитарно-защитной зоне которого начал воздвигаться торгово-развлекательный центр. В результате предоставления городской администрацией предпринимателю Андрею Ковшарову участка с неразграниченной собственностью был уничтожен сквер с 30-летними деревьями и ограничен подъезд к предприятию, в том числе перекрыт запасной выезд. Участок в аренду предпринимателю Ковшарову выделили в 2008 году для строительства одноэтажного магазина. Соответствующее постановление подписывал мэр Иркутска Владимир Якубовский. Однако вместо заявленного объекта бизнесмен начал строить многоэтажный развлекательный центр.

Впрочем, деятельность Ковшарова на прилегающей к молокозаводу территории началась гораздо раньше — сначала он построил на перекрестке рядом с предприятием супермаркет «Берег». Сотрудники молокозавода утверждают, что бизнес организовывал его отец Виктор Ковшаров, который в свое время работал в городской администрации, и можно предположить, что определенные манипуляции помогли ему получить территорию вблизи молокозавода для павильона. Когда было принято решение расширять улицу Байкальскую, сносили все объекты, а снос его павильона приостановили и выделили ему рядом земельный участок для переноса его бизнеса.

В итоге павильон снесен не был. Более того, предприниматель выкупил находящееся рядом здание кафе «Армавилис» и, таким образом, завладел всем прилегающим к молокозаводу участком со стороны улицы Байкальской. В 2012 году, когда город уже возглавлял Виктор Кондрашов, непосредственно перед проходной завода администрацией Иркутска в аренду Андрею Ковшарову был выделен еще один участок для размещения бесплатной парковки.

Лоббированием интересов Ковшаровых, по словам сотрудников молокозавода, занимался бывший заместитель мэра — председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин, который в январе 2013 года со скандалом покинул этот пост после того, как был обнародован ряд возмутительных фактов выделения и использования земельных участков в областном центре.

Эти факты 5 декабря, 2012 года, выступая на заседании думы Иркутска, озвучил губернатор Приангарья Сергей Ерощенко. Благодаря ему достоянием общественности стала информация о том, как компания «Единый капитал», учредителями которой являются Максим Евгеньевич Девочкин и Юлия Евгеньевна Девочкина, по распоряжению Евгения Девочкина получила в самом центре Иркутска — в районе улиц Полины Осипенко, Гаврилова и Чкалова — земельный участок площадью почти 5 тыс. кв. м. Получила под благоустройство, а потом назначение земли было изменено на строительство.

Кроме того, постановлением мэра Иркутска участок по улице Алмазной площадью почти 12,5 тыс. кв. м. был предоставлен МУП «Управление капитального строительства» под благоустройство, а потом назначение земли было изменено на жилищное строительство. Между тем площади под жилую застройку предоставляются только на аукционах. Кроме того, постановлением мэра Иркутска в десять раз была снижена арендная плата за земли, предоставленные городскому УКСу. Эта муниципальная структура, судя по всему, вообще замечательно себя чувствует под покровительством мэрии, получая от города земли бесплатно, а жилье продавая по рыночным ценам.

Последний иркутский скандал, связанный с землей, вышел в публичное пространство минувшей осенью. 30 октября новый состав думы Иркутска внес изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которыми фактически запретил ОАО ФСК «Новый город» строить многоэтажные дома на берегу Иркутского водохранилища. Разрешение на строительство многоэтажек во втором поясе Ершовского водозабора, противоречащее градостроительному плану города, застройщик загадочным образом получил от иркутской администрации и предыдущего созыва думы в начале 2014 года. Чиновники мэрии уже собирались изменить генплан под уточненные ПЗЗ, как в процесс вмешались областные власти. Сначала региональная служба жилищного и строительного надзора зафиксировала на берегу напротив микрорайона Солнечного не согласованный с надзорным органом котлован, размеры которого явно указывали на намерение застройщика возвести в водоохранной зоне рядом с Байкальским трактом небоскреб. Вскоре после этого министерство имущественных отношений Приангарья вскрыло и то, что разрешение на использование земельного участка под многоэтажки было незаконным. Но вместо признания нарушений председатель совета директоров «Нового города», депутат областного Заксобрания Александр Битаров организовал протестную кампанию в СМИ, обвинив областное правительство в намерении обанкротить его предприятие.

Комплексное лечение

И вообще понятие «доступное жилье» для Иркутска какое-то абстрактное, потому что о нем много говорят, а увидеть дешевый квадратный метр воочию здесь невозможно. Местные строители, привыкшие к сверхприбылям, видимо, никак не могут морально решиться на строительство качественного жилья по действительно приемлемой цене. Иначе как понимать все их декларации о намерениях строить доступное жилье, которые в итоге оборачиваются возведением домов по цене элитного квадратного метра. В качестве примера можно привести строящийся микрорайон «Союз», под который была выделена федеральная земли с условием, что там будет комплексная застройка и доступное для граждан жилье. Застройщики заверяли, что стоимость будет около 30 тыс. за кв. м, однако в реальности цена покупателю предлагается намного выше.

И так по всему Иркутску можно найти примеры и нецивилизованной точечной застройки, и дорого жилья, цена которого выше его качества. Благоприятная среда для этого создавалась много лет, зародившись при предыдущих командах городской власти, и успешно пережив не одну смену составов администрации. Коррупционная составляющая стала неотъемлемой частью земельной и градостроительной политики, а жажда наживы — особенностью местного строительного бизнеса. Чтобы хоть как-то обуздать муниципальную власть областное правительство в прошлом году было вынуждено забрать себе полномочия по распоряжению в Иркутске землями, собственность на которые не разграничена, но для кардинального решения проблемы и остановки коррупционного процесса нужен комплекс радикальных мер и консолидация усилий всех слоев общества. Разделение в Иркутске политических и хозяйственных функций в системе управления городом может стать очень важным стратегическим шагом на пути к наведению порядка.

Более того, как отмечает депутат Государственной Думы РФ от Иркутской области Сергей Тен, введение в крупных городах института сити-менеджмента становится федеральной тенденцией, поэтому Иркутск нельзя назвать территорий, где решили заняться самодеятельностью и поэкспериментировать на людях. По словам депутата, 58 столиц субъектов РФ уже ввели такую систему, еще три планируют сделать это до конца года.

— Логика деполитизации местной власти, разграничение представительных и политических функций местного самоуправления является общефедеральной тенденцией, — подчеркнул Сергей Тен. — Во многом это связано тем, что сегодня Кремль требует от губернаторов отчета по 43 различным показателям. Главы регионов в ответе не только за экономические показатели, но и за весь спектр наболевших социальных проблем. В указе президента, в том числе, включен такой показатель как удовлетворенность населения от результатов работы местной власти.

Как отметил Сергей Тен, назначение главы администрации послужит сближению позиций города и области, сбалансированности отношений. «Такая модель работы местной власти применяется как за рубежом, так и в городах России. И при адекватной позиции мэра города и главы администрации, которые не тянут одеяло на себя, эта система работает достаточно эффективно», — подчеркнул депутат.

Новости по теме

Прямой как стрела

4 сентября, 2020

Вклад в здоровье

28 января, 2015